Екатеринбург |
|
11 ноября 2013 г. |
Дело N А07-5602/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А. В.,
судей Татариновой И. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2013 по делу N А07-5602/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Салемгареева Роза Шагитовна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в лице Туймазинского филиала N 11 от 14.01.2013 N 4 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному социальному страховании от несчастных случаев на производстве и профес-сиональных заболеваний в части взыскания штрафа в сумме 133 611 руб.
Решением суда от 07.06.2013 (судья Чаплиц М.А.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным оспариваемое решение учреждения в части взыскания штрафа в сумме 133 611 руб., размер штрафных санкций снижен до 2000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права. Заявитель жалобы ссылается на нарушение предпринимателем абз. 4 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Учреждение выражает несогласие с оценкой судами обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые послужили основанием для снижения размера штрафных санкций.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что в ходе проведённой учреждением камеральной проверки выявлен факт ведения предпринимателем деятельности без регистрации в качестве страхователя за период с 09.01.2008 по 25.05.2011, указанное обстоятельство послужило основанием для составления акта от 03.12.2012 N 102764 и принятия оспариваемого решения от 14.01.2013 N 4 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в сумме 135 611 руб. Факт правонарушения установлен, предпринимателем признан.
Рассматривая материалы дела, суды учли обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие вреда государственным и общественным интересам, совершение правонарушения впервые, признание вины, добровольное устранение допущенного нарушения, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, отсутствие умысла на нарушение законодательства. Перечисленные обстоятельства суды сочли смягчающими ответственность предпринимателя, в связи с чем снизили размер взыскиваемого штрафа до 2000 руб.
Выводы судов являются правильными, согласуются с правовой позицией, указанной в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции".
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо.
Поскольку отнесение тех или иных обстоятельств к смягчающим ответственность за совершение правонарушения относится к компетенции суда первой инстанции, суд кассационной инстанции в силу ст. 286 и п. 2 ст.287 Арбитражного кодекса Российской Федерации не вправе входить в переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2013 по делу N А07-5602/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов являются правильными, согласуются с правовой позицией, указанной в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции".
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции Российской Федерации недопустимо."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 ноября 2013 г. N Ф09-10399/13 по делу N А07-5602/2013