Екатеринбург |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А50-3224/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Токмаковой А.Н., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.06.2013 по делу N А50-3224/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация г. Перми (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 3 440 339 руб. 16 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края и Министерства строительства и архитектуры Пермского края.
Решением суда от 24.06.2013 (резолютивная часть от 17.06.2013; судья Белокрылова О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 (резолютивная часть от 03.09.2013; судьи Полевщикова С.Н., Борзенкова И.В., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение и постановление отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что к участию в деле в качестве соответчика судами незаконно не привлечен субъект Российской Федерации - Пермский край в лице соответствующих органов. Также заявитель указывает на исполнение Российской Федерации в лице Минфина РФ обязательств по перечислению из федерального бюджета денежных средств на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, вставших на учет до 01.01.2005, ссылается на недоказанность факта недостаточности выделенных из федерального бюджета на эти цели денежных средств. Кроме того, ответчик полагает, что вина Российской Федерации в возникновении убытков и противоправность в действиях государственных органов Российской Федерации отсутствуют.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 02.12.2010 удовлетворены требования Мужиковой Людмилы Николаевны (далее - Мужикова Л.Н.) о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
На администрацию возложена обязанность предоставить Мужиковой Л.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего сына инвалида с детства, за счет бюджетных средств, предусмотренных для этих целей, на семью из четырех человек, по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, соответствующее по своим характеристикам и площади действующему жилищному законодательству.
Во исполнение указанного решения Мужиковой Л.Н. предоставлена трехкомнатная квартира N 9 общей площадью 81,3 кв.м, в том числе жилой площадью 48 кв.м, по адресу: г. Пермь, ул. Янаульская, 14 (распоряжение начальника управления жилищных отношений администрации от 14.03.2011, договор социального найма жилого помещения от 08.04.2011).
Рыночная стоимость квартиры по состоянию на 07.12.2012 определена независимым оценщиком в сумме 3 438 177 руб. (отчет об оценке общества с ограниченной ответственностью "Проспект" от 07.12.2012 N 1697/12, заключение на данный отчет экспертно-консультационного комитета от 12.12.2012 N 110/12-ЭКК).
Посчитав, что вследствие финансирования за счет средств местного бюджета полномочий органов государственной власти на стороне муниципального образования возникли убытки (рыночная стоимость предоставленной Мужиковой Л.Н. квартиры - 3 438 177 руб. и составление отчета об оценке квартиры - 2 162 руб. 16 коп.), истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Минфина РФ 3 440 339 руб. 16 коп.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из его правомерности и обоснованности.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве.
В ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно п. 4 ст. 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан в соответствии с указанным выше законом, в Пермском крае был разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007N 21-п. Данный Порядок предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам в виде единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.
Вместе с тем, как верно отметили суды, наличие в субъекте Российской Федерации такого порядка реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью, не препятствует рассматриваемой категории граждан требовать предоставления помещения на основании положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз. 10 ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16).
При этом согласно положениям ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, от 15.05.2006 N 5-П бюджет субъекта Российской Федерации не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации, что влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, соответственно, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.08.2012 N ВАС-10637/12, согласно которой обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что администрация выполнила обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалиду, однако доказательств возмещения федеральным органом государственной власти муниципальному образованию г. Пермь расходов по предоставлению жилого помещения Мужиковой Л.Н. не представлено.
При этом, судами правильно указано на то, что доказательством возникновения у администрации убытков является выбытие жилого помещения из владения администрации. Для возмещения выбывшей из пользования квартиры истец будет вынужден приобретать иные квартиры для обеспечения жилищных прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин РФ (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.06.2013 по делу N А50-3224/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, соответственно, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.08.2012 N ВАС-10637/12, согласно которой обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что администрация выполнила обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалиду, однако доказательств возмещения федеральным органом государственной власти муниципальному образованию г. Пермь расходов по предоставлению жилого помещения Мужиковой Л.Н. не представлено.
При этом, судами правильно указано на то, что доказательством возникновения у администрации убытков является выбытие жилого помещения из владения администрации. Для возмещения выбывшей из пользования квартиры истец будет вынужден приобретать иные квартиры для обеспечения жилищных прав граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин РФ (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2013 г. N Ф09-12349/13 по делу N А50-3224/2013