Екатеринбург |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А07-17753/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Василенко С. Н., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2013 по делу N А07-17753/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по тому же делу.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом отказа от части заявленных требований) о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - управление) в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенного в письме от 10.07.2012 N 04-02/06238.
Общество представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя заявителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Решением суда от 12.03.2013 (судья Чаплиц М.А.) в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным отказа управления в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенного в письме от 10.07.2012 N 04-02/06238, отказано. В части, касающейся требований, в отношении которых налогоплательщик заявил об отказе от иска, производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод судов о недостоверности информации, представленной обществом управлению при подаче заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и выводы судов о соблюдении управлением нормативных требований, предъявляемых к форме и мотивированности принимаемых решений.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.11 и п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в числе прочего разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Отношения в области утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение регулируются Методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания) в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно п. 1, 2 Методических указаний они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Методические указания устанавливают требования к форме и содержанию проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение N 1, 2, 3 - образцы оформления проекта, включая требования к форме и содержанию всех таблиц, указания по их заполнению и образцы заполнения иных разделов проекта).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 5, 7 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальным предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы, следующие документы:
заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В соответствии с п. 9 Порядка в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 10 Порядка территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в п. 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество обратилось в управление с заявлением от 28.05.2012 N 102-1801 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Одновременно с заявлением общество представило пакет документов, в том числе: платежное поручение от 18.10.2011 N 2033, подтверждающее оплату государственной пошлины за рассмотрение заявления, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, копию лицензии серии 002 N 00060 от 05.10.2011 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
Оценив представленные обществом заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, иные документы, управление приняло решение об отказе в удовлетворении заявления, изложенное в письме от 10.07.2012 N 04-02/06238.
Суды выявили, что в письме от 10.07.2012 N 04-02/06238 управление отказало обществу в установлении лимитов на размещение отходов в связи с тем, что в проекте представлена недостоверная информация, а именно: в нарушение требований п. 7 Порядка обществом в заявлении вместо сведений о документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, представлены сведения о свидетельстве о внесении изменений в учредительные документы общества от 12.08.2011 серии 02 N 6500116, в представленном заявителем проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение управлением выявлены следующие неточности, искажения и неполнота сведений: не для всех отходов представлены копии документов, подтверждающих возможность их передачи другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, в соответствии с пунктом 23 Методических указаний; в составе проекта учтен вид отхода "отходы" (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод (смесь сырого осадка и избыточного активного ила)", но согласно представленной инструкции по эксплуатации станции биологической очистки сточных вод образующимся отходом является обезвоженный осадок, что не позволяет установить, какой вид отходов общество планирует размещать на эксплуатируемом им объекте размещения отходов; договор от 28.12.2011 N СТР000001 с обществом с ограниченной ответственностью "НПП "Наптон" не предусматривает передачу отходов гигиенических средств; в таблице "Реквизиты (сведения) об организациях - поставщиках и потребителях отходов" потребителем отходов гигиенических средств указано общество с ограниченной ответственностью "НПП "Наптон" по договору от 28.12.2011N СТР000001, но в приложении N 1 к договору данные отходы не указаны; обществом не представлено подтверждение пролонгации договора от 03.06.2011 N 144, заключенного с открытым акционерным обществом "Башвторцветмет" на прием-передачу отходов, срок действия которого истек; копия договора с государственным унитарным предприятием "Табигат" Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 2/12 представлена не в полном объеме, информация о способе удаления и сроках накопления отходов не подтверждена копией договора от 30.12.2011 N 2/12 с названным предприятием.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к выводу о доказанности управлением того факта, что сведения, содержащиеся в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленные обществом, не отвечают требованиям достоверности, что согласно п. 10 Порядка является правомерным основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суды установили, что срок для принятия решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соблюден, оспариваемое решение принято управлением в течение 30 рабочих дней с даты приема, со ссылками на положения Методических указаний и Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным отказ управления в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенный в письме от 10.07.2012 N 04-02/06238, и отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение управления об отказе обществу в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение должно быть оформлено в виде приказа (распоряжения), подлежит отклонению, поскольку направление отказа письмом за подписью уполномоченного должностного лица, а не путем издания приказа, не привело к принятию незаконного ненормативного акта, нарушению прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.03.2013 по делу N А07-17753/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромВодоКанал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
Отношения в области утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение регулируются Методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические указания) в части, не противоречащей действующему законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2013 г. N Ф09-11049/13 по делу N А07-17753/2012