Екатеринбург |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А47-14373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А. кассационную жалобу Оренбургской таможни (далее - таможня, таможенный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.04.2013 по делу N А47-14373/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Низамиев К.Р. (доверенность от 26.03.2013 N 057), Пашинина Е.С. (доверенность от 14.10.2013 N 128);
общества с ограниченной ответственностью "СуперСтрой" (ИНН: 5612042912, ОГРН: 1055612022388); (далее - общество "СуперСтрой") - Малышева А.С. (доверенность от 19.01.2013);
общества с ограниченной ответственностью "Номинал" (далее - общество "Номинал") - Ефсеев Н.В. (доверенность от 14.01.2013 N 0105).
Общество "СуперСтрой" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными: решения от 31.08.2012 о корректировке таможенной стоимости, вынесенного таможней в части включения в таможенную стоимость услуг российских морских портов по переработке контейнера в размере 60 964 руб. 12 коп. и платы за предоставление двух 40-футовых контейнеров и вагона по маршруту ст. Находка - Восточная - ст. Оренбург в размере 146 826 руб.; требования от 18.09.2012 N 262 об уплате таможенных платежей в размере 65 662 руб. 50 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Номинал".
Решением суда первой инстанции от 08.04.2013 (судья Вернигорова О.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 (судьи Малышев М.Б., Бояршинова Е.В., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение и толкование судами норм материального права.
Заявитель указывает, что в рассматриваемом случае перевозка была организована силами экспедитора открытого акционерного общества "ТрансКонтейнер" (далее - общество "ТрансКонтейнер") на основании заключенного с покупателем договора транспортных услуг от 01.04.2011 N АКП-5 ЮУЖД-470, следовательно, по мнению таможни, основными документами, подтверждающими величину транспортных расходов, понесенных обществом "СуперСтрой" при осуществлении транспортировки товаров от согласованного пункта до места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, являются договор по перевозке, счета-фактуры за перевозку, а также банковские документы к ним. При декларировании были представлены: договор транспортных услуг от 01.04.2011 N АКП-5 ЮУЖД-470, счета-фактуры экспедитора, банковские документы (платежное поручение от 19.03.2012 N 139, выписка с лицевого счета). При этом как указывает таможенный орган, во всех вышеназванных документах, ни экспедитор, ни покупатель не разделяют расходы в сумме 318 246 руб. 88 коп. по перевозке (транспортировке) товаров и проведению иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров, на расходы, понесенные до места прибытия на единую таможенную территорию таможенного союза и по территории таможенного союза.
Кроме того, таможня полагает, что приведенные обществом "ТрансКонтейнер" в письме от 13.04.2012 N НКПЭ-307 сведения о разделении стоимости услуг до места прибытия на таможенную территорию таможенного союза и по территории таможенного союза не могут рассматриваться таможенным органом как достоверные, количественно определенные и документально подтвержденные.
Таможенный орган также обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил ходатайство таможни о привлечении общества "ТрансКонтейнер" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 19.04.2012, таможенным представителем общества "СуперСтрой" - обществом "Номинал" на Оренбургский таможенный пост подана таможенная декларация (далее - ТД) N 10409070/190412/001157, с целью оформления товара: радиаторы отопления биметаллические секционные (код ТН ВЭД ТС 7615200000) в количестве 3623 штук, с заявленной таможенной стоимостью 3 878 958 руб. 96 коп.
Задекларированный в ТД N 10409070/190412/001157 товар ввезен из Китая на условиях FOB Нингбо в рамках внешнеторгового контракта от 03.02.2012 N 1202Т05, заключенного между производителем - китайской компанией ZHEJIANG YOUMAY INDASTRY AND TRADE CO., LTD (продавцом) и обществом "СуперСтрой" (покупателем).
Согласно п. 1, 2 названного контракта поставка осуществляется на условиях "FOB" Нингбо, КНР, при доставке морским транспортом согласно "ИНКОТЕРМС-2000". Цена товара и общая стоимость товара выражена в долларах США и определяется всеми спецификациями, указанными в приложениях к настоящему контракту, состоит из стоимости товара. Стоимость товара включает также в себя: стоимость экспортной упаковки, маркировки, погрузки в контейнеры, укладки и крепления "товара" в контейнерах, стоимость необходимого для этого материала, а также все таможенные пошлины и прочие сборы в стране продавца.
Определение таможенной стоимости произведено декларантом по первому методу определения таможенной стоимости товара, исходя из стоимости сделки.
В ходе таможенного контроля таможней выявлены признаки, указывающие на то, что представленные декларантом документы и сведения могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Таможней письмом от 22.05.2012 N 45-28/340 у экспедитора были затребованы документы, касающиеся взаимоотношений с обществом "СуперСтрой" по поводу контейнеров N TKRU4110649, TKRU4111162. Таможенный орган просил дать пояснения на предмет того, какие расходы, в какой сумме были понесены на иностранной территории, а какие были понесены на территории Российской Федерации, с приложением соответствующих документов.
Письмом от 28.05.2012 N АКП-5 39/12 общество "ТрансКонтейнер" представило в таможню документы, а именно: заказ от 20.02.2012 N 1, которым общая сумма по услугам общества "ТрансКонтейнер" определена в размере 318 246 руб. 88 коп. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС); акт от 25.04.2012 N 2207421, согласно которому обществу "СуперСтрой" оказано транспортно-экспедиционное обслуживание на сумму 318 246 руб. 88 коп. по комплексной ставке НДС 0%; приложение к названному акту; акт от 30.04.2012 N 2208389, согласно которому обществу "СуперСтрой" оказано транспортно-экспедиционное обслуживание на сумму 11 210 руб., в том числе НДС 1710 руб.; счет-фактура от 25.04.2012 N 04/0000001988/10 на сумму 318 246 руб. 88 коп. (налоговая ставка НДС - 0%) по услуге "2.08 Транспортно-экспедиционные услуги, оказанные по комплексной ставке"; счет-фактура от 25.04.2012 N 04/0000002060/10 на сумму 139 221 руб. 12 коп. (налоговая ставка НДС - 18%) по услуге "1.01 Услуги РЖД"; счет-фактура от 30.04.2012 N 04/0000002095/10 на общую сумму 11 210 руб., в том числе 3540 руб. (налоговая ставка НДС - 18%) по услуге "2.06 Экспедирование и логистические услуги", 7670 руб. (налоговая ставка НДС - 18%) по услуге "2.10 Автотранспортные услуги"; счет-фактура от 30.04.2012 N 04/0000002189/10 на сумму 21 655 руб. 36 коп. (налоговая ставка НДС - 18%) по услуге "1.01 Услуги РЖД"; карточки лицевых счетов 76.10, 62.01; акт сверки расчетов N 61094, в котором в числе прочего указано транспортно-экспедиционное обслуживание на сумму 318 246 руб. 88 коп., налоговая ставка НДС - 0%; письмо от 13.04.2012 N НКПЭ-307 - расчет стоимости услуг, оказанных обществом "ТрансКонтейнер" от своего имени, от имени открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и соисполнителей согласно заказу от 20.02.2012 N 1 (договор от 01.04.2011 ТЭО N АКП-5 ЮУЖД-470) по организации перевозки по ставке на перевозку 2-40-футовых контейнеров N TKRU4110649, TKRU4111162 по маршруту Нингбо - Оренбург (далее - расчет стоимости услуг); заказ от 20.04.2012 N 1А.
Таможенным органом 31.08.2012 вынесено решение о корректировке таможенной стоимости товаров. Проанализировав письмо общества "ТрансКонтейнер" от 13.04.2012 N НКПЭ-307 - расчет стоимости услуг, таможенный орган пришел к выводу о том, что расходы общества "СуперСтрой" в суммах: 60 964 руб. 12 коп. (услуги морских портов по переработке двух 40-футовых контейнеров); 146 282 руб. (оплата за предоставление двух 40-футовых контейнеров и вагонов); 3960 руб. (комплексная услуга общества "ТрансКонтейнер" по организации перевозок грузов в международном сообщении), - не были учтены и заявлены таможенным представителем при определении таможенной стоимости товара, декларированного в ТД N 10409070/190412/0001157, чем допущено нарушение ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее - Соглашение об определении таможенной стоимости товаров).
При этом таможенный орган исходил из того, что компонент "Услуги российских морских портов по переработке контейнера" в сумме 60 964 руб. 12 коп. вызывает сомнения в части слова "российских", так как переработка контейнеров на территории Российской Федерации осуществляется только в порту Восточном, а дополнительные манипуляции с контейнерами (перегрузка с одного судна на другое) были произведены при международной перевозке в порту Бусан (Корея) и названные расходы нигде в иных составляющих перевозки не отражены и не выделены отдельно.
Компонент "Плата за предоставление одного 40-футового контейнера и вагона по маршруту "Находка - Восточная (экспорт) - Оренбург" в сумме 146 282 руб. содержит в себе плату за пользование вагоном и плату за пользование контейнером; первая из указанных согласно установленному маршруту следования товаров относится к перевозке по железной дороге, то есть после прибытия товаров на территорию Таможенного союза; плата за пользование контейнером не разделена экспедитором на плату до и после прибытия на территорию Таможенного союза, тогда как использование контейнеров началось с момента их загрузки товаром в Китае. В письме от 13.04.2012 N НКПЭ-307 - расчет стоимости услуг имеется приписка о том, что величина морского фрахта включает в себя плату за пользование контейнером, однако, в каких-либо других документах указанные сведения не содержатся.
Компонент "Комплексная услуга общества "ТрансКонтейнер" по организации перевозок грузов в международном сообщении" в сумме 3960 руб. подлежит включению в структуру таможенной стоимости оцениваемых товаров, так как понятие "международное сообщение" предполагает, что одним из пунктов такого сообщения будет являться пункт, расположенный на территории иностранного государства.
В связи с этим таможней обществу "СуперСтрой" 18.09.2012 выставлено требование N 262 об уплате таможенных платежей.
Полагая, что названные решение и требование таможенного органа незаконны, общество "СуперСтрой" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1, 2 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 названного Соглашения. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
В соответствии со ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительно включаемые в цену сделки расходы, перечисленные в п. 1 указанной статьи.
На основании подп. 4, 5 п. 1 ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются: расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза; расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать в частности расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены лицом, декларирующим товары, и подтверждены им документально. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров добавления к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене, кроме указанных в п. 1 названной статьи, не производятся (п. 2, 4 ст. 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что из содержания заявки от 20.02.2012 N 1 следует, что общество "СуперСтрой" и общество "ТрансКонтейнер" согласовали стоимость комплексной услуги общества "ТрансКонтейнер" при международной перевозке грузов, включающей в себя: услуги соисполнителей: морской фрахт по маршруту порт Нингбо - порт Восточный - 53 247 руб. 38 коп., НДС не облагается; услуги российских морских портов по переработке контейнера - 30 482 руб. 06 коп., НДС 0%. Услуга общества "ТрансКонтейнер": плата за предоставление одного 40-футового контейнера и вагона по маршруту ст. Находка - Восточная (Экспорт) - ст. Оренбург - 73 414 руб., НДС 0%.
Судами при вынесении решения по делу также учтено письмо общества "ТрансКонтейнер" от 13.04.2012 N НКПЭ-307, содержащее расчет стоимости оказанных услуг, составляющих: услуги открытого акционерного общества "Российские железные дороги": железнодорожный тариф по маршруту Находка - Восточная - Экспорт - Оренбург - 69 610 руб. 56 коп., в том числе НДС 18% - 10 618 руб. 56 коп. за один 40-футовый контейнер, включая сбор за оформление таможенных правил; комплексные услуги общества "ТрансКонтейнер" при международной перевозке грузов, включающие: услуги соисполнителей: морской фрахт по маршруту порт Нингбо - порт Восточный с учетом предоставления контейнера - 53 247 руб. 38 коп. за один 40-футовый контейнер; услуги российских морских портов по переработке контейнера - 30 482 руб. 06 коп. за один 40 - футовый контейнер; услуги общества "ТрансКонтейнер": плата за предоставление одного 40-футового контейнера и вагона по маршруту Находка - Восточная (Экспорт) - Оренбург - 73 414 руб., в том числе НДС 0%; комплексная услуга общества "ТрансКонтейнер" по организации перевозок грузов в международном сообщении в порту Восточный (услуга 2.8.5 Перечня) - 1980 руб., в том числе НДС 0%.
Кроме того, общество "СуперСтрой" письмом от 28.08.2012 N 4-08 обращалось в общество "ТрансКонтейнер" с просьбой о даче разъяснений. Письмом от 03.09.2012 N НКПЭ-682 общество "ТрансКонтейнер" сообщило заявителю следующее: морской фрахт по маршруту порт Нингбо - порт Восточный организует для общества "ТрансКонтейнер" агент UNICO LOGISTICS. В объявленной ставке включены все услуги и работы, которые производятся с контейнером для доставки его морским транспортом, в том числе и через транзитный порт Пусан (Корея); услуги российских морских портов по переработке контейнера осуществляются в порту Восточный и включают в себя агентирование контейнера в порту (перевалка груженого контейнера в порту выгрузки, внутритерминальное перемещение, сортировка контейнера, получение за грузоотправителя визы на погрузку грузов, составление и подача заявки на перевозку грузов, оформление документов - накладная ГК-29К.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости товаров.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные обществом "СуперСтрой" требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.04.2013 по делу N А47-14373/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами при вынесении решения по делу также учтено письмо общества "ТрансКонтейнер" от 13.04.2012 N НКПЭ-307, содержащее расчет стоимости оказанных услуг, составляющих: услуги открытого акционерного общества "Российские железные дороги": железнодорожный тариф по маршруту Находка - Восточная - Экспорт - Оренбург - 69 610 руб. 56 коп., в том числе НДС 18% - 10 618 руб. 56 коп. за один 40-футовый контейнер, включая сбор за оформление таможенных правил; комплексные услуги общества "ТрансКонтейнер" при международной перевозке грузов, включающие: услуги соисполнителей: морской фрахт по маршруту порт Нингбо - порт Восточный с учетом предоставления контейнера - 53 247 руб. 38 коп. за один 40-футовый контейнер; услуги российских морских портов по переработке контейнера - 30 482 руб. 06 коп. за один 40 - футовый контейнер; услуги общества "ТрансКонтейнер": плата за предоставление одного 40-футового контейнера и вагона по маршруту Находка - Восточная (Экспорт) - Оренбург - 73 414 руб., в том числе НДС 0%; комплексная услуга общества "ТрансКонтейнер" по организации перевозок грузов в международном сообщении в порту Восточный (услуга 2.8.5 Перечня) - 1980 руб., в том числе НДС 0%.
Кроме того, общество "СуперСтрой" письмом от 28.08.2012 N 4-08 обращалось в общество "ТрансКонтейнер" с просьбой о даче разъяснений. Письмом от 03.09.2012 N НКПЭ-682 общество "ТрансКонтейнер" сообщило заявителю следующее: морской фрахт по маршруту порт Нингбо - порт Восточный организует для общества "ТрансКонтейнер" агент UNICO LOGISTICS. В объявленной ставке включены все услуги и работы, которые производятся с контейнером для доставки его морским транспортом, в том числе и через транзитный порт Пусан (Корея); услуги российских морских портов по переработке контейнера осуществляются в порту Восточный и включают в себя агентирование контейнера в порту (перевалка груженого контейнера в порту выгрузки, внутритерминальное перемещение, сортировка контейнера, получение за грузоотправителя визы на погрузку грузов, составление и подача заявки на перевозку грузов, оформление документов - накладная ГК-29К.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости товаров.
...
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2013 г. N Ф09-10638/13 по делу N А47-14373/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10638/13
11.11.2013 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14373/12
03.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5505/13
08.04.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-14373/12