Екатеринбург |
|
09 декабря 2013 г. |
Дело N А60-18706/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Платоновой Е.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2013 по делу N А60-18706/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Общество с ограниченной ответственностью "У-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:122 общей площадью 4765 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, на пересечении улиц Комсомольская - Гагарина, по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 2 159 640 руб. 95 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство.
Решением суда от 18.07.2013 (судья Воронин С.П.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:122, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, на пересечении улиц Комсомольская - Гагарина, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 2 159 640 руб. 95 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что судом апелляционной инстанции неправомерно отказано в удовлетворение ходатайства министерства об отложении судебного разбирательства на время проведения на основании государственного контракта оценки рыночной стоимости спорного земельного участка и экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости данного участка, представленного истцом. Заявитель указывает на то, что сведения о рыночной стоимости, которые будут получены по результатам исполнения государственного контракта, могут поставить под сомнение сведения о рыночной стоимости земельного участка, содержащиеся в отчете истца.
Как установлено судами, на основании приказа министерства от 08.06.2004 N 8008 между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 08.06.2004 N 608-М в редакции дополнительного соглашения от 04.10.2010, согласно условиям которого арендатору в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:58:0116002:122 площадью 4765 кв. м, расположенный по адресу: г. Первоуральск, на пересечении улиц Комсомольская - Гагарина, под проектирование и строительство закрытой автостоянки боксового типа с ремонтными мастерскими и магазином автозапчастей. Договор заключен на срок с 08.06.2004 по 08.06.2013.
Договор аренды от 08.06.2004 N 608-М зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре.
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 35 200 532 руб. 15 коп. по состоянию на 01.01.2010.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, которая по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 159 640 руб. 95 коп., обратилось в суд с соответствующими требованиями.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истцом представлен отчет индивидуального предпринимателя Чертыковой Н.А. от 03.04.2013 N 110-01.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды, оценив представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 03.04.2013 N 110-01, приняв во внимание заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 15.04.2013 N 2013-04-05, согласно которому названный отчет является соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также учтя отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:0116002:122, определенная на основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, существенно превышает его рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере 2 159 640 руб.95 коп., равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010, с момента вступления в силу решения суда по рассматриваемому требованию.
Ссылка заявителя на неправомерный отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства министерства об отложении судебного разбирательства до получения министерством результатов оценки рыночной стоимости спорного земельного участка и экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости, представленного истцом, не принимается. В силу положений ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства, в том числе по ходатайству лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда. При этом суд апелляционной инстанции учел, что данное ходатайство заявлено министерством с целью представления дополнительных доказательств, которые не были представлены в суд первой инстанции. Учитывая, что министерство при рассмотрении дела по существу судом первой инстанции отказалось от заявленного им ходатайства о назначении независимой экспертизы отчета об оценке рыночной стоимости от 03.04.2013 N 110-01, выполненного по заказу истца, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 158, ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно признал неуважительной причину отложения судебного разбирательства и отказал министерству в удовлетворении данного ходатайства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2013 по делу N А60-18706/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2013 г. N Ф09-12413/13 по делу N А60-18706/2013