Екатеринбург |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А07-6518/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кангина А.В., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0275016083, ОГРН 1020202556659; далее - учреждение, страховщик) на решение арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2013 по делу N А07-6518/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "Станкостроение" (ИНН 0268061504, ОГРН 1120268002535; далее - общество, страхователь) представило в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя общества. Ходатайство судом удовлетворено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения учреждения от 05.03.2013 N 7 о применении ответственности, предусмотренной ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2012 г.; о взыскании с учреждения в пользу общества незаконно взысканного штрафа в сумме 182 365 руб. 50 коп. на основании оспариваемого решения страховщика.
Решением суда от 16.07.2013 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 (судьи Тимохин О.Б., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает решение учреждения законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процессуального порядка привлечения страхователя к ответственности.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела и установлено судами, учреждением за период с 01.10.2012 по 31.12.2012 проведена камеральная проверка представленного 15.01.2013 обществом расчета в форме 4-ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2012 г., о чем составлен акт учреждения от 07.02.2013 N 7.
В ходе камеральной проверки страховщик установил, что обществом представлен расчет по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2012 г. с нарушением установленного законом срока на три месяца. Следовательно, сумма страховых взносов, подлежащая уплате на основе представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составляет 1 215 770 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Учреждением решения от 05.03.2013 N 7 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение срока представления отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации и назначение штрафа в сумме 182 365 руб. 50 коп., который в добровольном порядке не уплачен обществом.
Учреждением 29.03.2013 принято решение N 58 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках и выставлено инкассовое поручение N 483, в результате чего 01.04.2013 штраф списан со счета общества в бесспорном порядке.
Не согласившись с решением учреждения от 05.03.2013 N 7, общество обратилось с жалобой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Письмом от 29.03.2013 учреждение ответило обществу, что оснований для удовлетворения жалобы общества не имеется.
Не согласившись с решениями учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что камеральная проверка проводилась на основании представленной расчетной ведомости формы 4-ФСС за 2012 год; нарушений по сроку ее представления и по правильности исчисленных страховых взносов со стороны общества не установлено, вследствие чего у страховщика отсутствовали правовые основания для составления акта проверки в отношении страхователя по предмету камеральной проверки (проверка расчета за 2012 г.) и вынесения решения о привлечении его к ответственности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Частью 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
В силу ст. 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
При проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Законом N 255-ФЗ, а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Истребуемые документы могут быть представлены в орган контроля за уплатой страховых взносов лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в органы контроля за уплатой страховых взносов при проведении камеральных или выездных проверок указанного лица, и иные документы, имеющиеся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает: совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах или отсутствия таковых, вправе вынести решение об истребовании необходимых документов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей данного Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
В соответствии с п. 3 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
Правильно применив вышеуказанные нормы права, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды, установив, что при вынесении оспариваемого решения не учтено, что расчет представлен обществом с нулевыми показателями; общество зарегистрировано 21.09.2012 (период деятельности за 9 месяцев 2012 года составляет 9 дней); на дату составления акта N 7 и принятия решения от 05.03.2013 страховщик располагал названным расчетом; расчет штрафа, приведенный в мотивировочной части решения не содержит обоснования его применения, посчитали, что в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ данные обстоятельства не рассмотрены в совокупности с другими доказательствами страхователя, указав при этом, что названные обстоятельства не могли не повлиять на исчисление суммы страховых взносов за указанный период, и пришли к обоснованному выводу о незаконности решения Учреждения, неправомерном списании штрафа со счета общества, нарушению прав и законных интересов общества.
При таких обстоятельствах судами правомерно удовлетворены заявленные обществом требования.
Вместе с тем суд кассационной инстанции полагает ошибочным вывод судов об отсутствии у страховщика правовых оснований для составления акта проверки в отношении общества по предмету камеральной проверки от 07.02.2013, ввиду следующего.
Как следует из акта камеральной проверки от 07.02.2013 N 7, предметом проверки Учреждения являлся расчет формы 4-ФСС общества за год 2012 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, в котором отражены факты соблюдения обществом представления и правильности исчисленных страховых взносов со стороны страхователя за 2012 г., а также несвоевременного представления обществом расчета за 9 месяцев 2012 г., со сроком предоставления 15.10.2012.
Суды установили, что расчет (форма 4-ФСС) за 9 месяцев 2012 представлен обществом с нулевыми показателями; на дату составления акта от 07.02.2013 N 7 и принятия решения от 05.03.2013 страховщик располагал указанным расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как следует из материалов дела, названный выше расчет содержит дату его изготовления обществом - 11.01.2013, подпись руководителя; дату получения Учреждением - 07.02.2013, подписи работника Учреждения.
Таким образом, страховщик имел правовые основания для составления акта проверки в отношении общества по предмету камеральной проверки 07.02.2013 расчета за 9 месяцев 2012 г., со сроком предоставления 15.10.2012.
Однако данный вывод судов не привел к принятию неправильного решения по данному делу.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренныхст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.07.2013 по делу N А07-6518/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.В.Кангин С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив вышеуказанные нормы права, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды, установив, что при вынесении оспариваемого решения не учтено, что расчет представлен обществом с нулевыми показателями; общество зарегистрировано 21.09.2012 (период деятельности за 9 месяцев 2012 года составляет 9 дней); на дату составления акта N 7 и принятия решения от 05.03.2013 страховщик располагал названным расчетом; расчет штрафа, приведенный в мотивировочной части решения не содержит обоснования его применения, посчитали, что в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ данные обстоятельства не рассмотрены в совокупности с другими доказательствами страхователя, указав при этом, что названные обстоятельства не могли не повлиять на исчисление суммы страховых взносов за указанный период, и пришли к обоснованному выводу о незаконности решения Учреждения, неправомерном списании штрафа со счета общества, нарушению прав и законных интересов общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 декабря 2013 г. N Ф09-13191/13 по делу N А07-6518/2013