Екатеринбург |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А60-48224/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Ященок Т. П., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - общество "Российские железные дороги", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2013 по делу N А60-48224/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества "Российские железные дороги" - Ахметшин П.Р. (доверенность от 13.08.2012 N 45/12-НЮ);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - Крашенинников С.С. (доверенность от 16.09.2013).
Уральское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта и Министерство транспорта Российской Федерации представили в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей. Ходатайства судом удовлетворены.
Общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 29.08.2012 по делу N 79.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Уралпромжелдортранс" (далее - общество "Уралпромжелдортранс"), Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в лице Уральского управления государственного железнодорожного надзора (далее - управление Ространснадзора), Федеральное агентство железнодорожного транспорта в лице Уральского территориального управления (далее - управление Росжелдора).
Решением суда от 15.05.2013 (судья Киселёв Ю.К.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Ясикова Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Российские железные дороги" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о доказанности антимонопольным органом нарушения обществом запрета, установленного п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), являются необоснованными, поскольку указанная норма вступила в действие 06.01.2012, в то время как спорные правоотношения возникли в период с 2009 по 2011 год.
Кроме того, заявитель полагает, что выводы судов о выполнении обществом государственной функции не соответствуют действительности и требованиям закона, поскольку порядок проведения контрольно-инструкторских поездок определяет непосредственно владелец инфраструктуры.
Помимо изложенного, общество указывает на то, что антимонопольный орган мог установить факт нарушения только при наличии решения об установлении в действиях государственного органа нарушений положений ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, либо признания судом нормативного акта недействующим, в этой части обстоятельства судами не исследованы.
Министерство транспорта Российской Федерации представило письмо от 18.12.2013 N 07-04-03/3373-ш, в котором изложило мнение по спорным правоотношениям.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ целью закона является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
На основании ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган наделен полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел, а также выдаче предписаний о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и(или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных, органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещено установление и (или) взимание непредусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ) и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) определены правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в частности, путем: определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта; утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов; регулирования в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством; организации и осуществления государственного надзора в области железнодорожного транспорта.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ) предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта в сфере железнодорожного транспорта, учредителем которого является Российская Федерация, а решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. При этом он осуществляет свою деятельность, в частности, исходя из обеспечения гарантированного недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено общество "Российское железные дороги" и утвержден его устав (далее - Устав).
Согласно пункту 10 Устава основными задачами общества являются, в том числе: обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей обществу; обеспечение безопасности движения поездов.
В силу пункта 11 Устава для достижения целей, указанных в настоящем уставе, общество вправе осуществлять такие виды деятельности как оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 703 утверждены Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры).
Пунктом 3 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры определено, что услуги по использованию инфраструктуры оказываются на основании заключаемого владельцем инфраструктуры и перевозчиком публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры (далее - договор), примерная форма которого приведена в приложении N 1.
Согласно п. 4 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры в соответствии с договором владелец инфраструктуры оказывает перевозчику, в числе прочих, следующие услуги: а) предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры, включая установление и согласование маршрута пропуска поезда перевозчика исходя из определения кратчайшего расстояния между железнодорожной станцией отправления поезда и железнодорожной станцией назначения поезда; б) обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок (далее - железнодорожный подвижной состав перевозчика), на железнодорожные пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, включая выполнение следующих работ (операций): осуществление приема и передачи железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути (с железнодорожных путей) общего пользования при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить данные операции; формирование поезда из железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожных путях общего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, с использованием технических средств железнодорожных станций при отсутствии у перевозчика возможности самостоятельно осуществить такое формирование; в) управление движением поездов, включая выполнение следующих работ (операций): организация продвижения железнодорожного подвижного состава перевозчика по железнодорожным путям общего пользования, принадлежащим владельцу инфраструктуры, в соответствии с условиями договора, предусмотренными для осуществления конкретной перевозки; контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава перевозчика (технический осмотр);
При этом наличие возможности своими силами осуществить работы (операции), указанные в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, определяется перевозчиком.
Согласно п. 6 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры и перевозчик вправе заключать договоры об оказании услуг, не указанных в пункте 4 настоящих Правил.
Однако, в силу п. 7 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры не вправе обуславливать оказание перевозчику услуг по использованию инфраструктуры обязательным оказанием других услуг.
Пунктом 13 Правил установлено, что существенными условиями договора являются, в частности, предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок, перечень и стоимость оказываемых услуг, положения об организации вагонопотоков, регулирование обращения локомотивов и вагонов, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
В соответствии с п. 27 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры стоимость услуг по использованию инфраструктуры определяется исходя из тарифов, сборов и платы, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы России по тарифам от 29.12.2004 N 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" общество, как осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования включено раздел 1 "Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером 77/1/2.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок Правительством Российской Федерации принято постановление от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", которым утверждены Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, в который включены услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей.
Порядок проведения технического обучения и повышения квалификации указанных работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Работники организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и заключившие трудовые договоры с работодателями - индивидуальными предпринимателями работники, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Работники, не прошедшие аттестаций, не допускаются к выполнению определенных в настоящем пункте работ.
Порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 18.06.2003 N 26 утвердило Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила), в которых воспроизвело положения п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ, уточнив, что порядок и сроки проведения указанных аттестаций, а также порядок формирования аттестационных комиссий устанавливаются МПС России.
Судами установлено, что названные порядок и сроки проведения указанных аттестаций были утверждены Министерством транспорта Российской Федерации только приказом от 11.07.2012 N 231. В спорном периоде соответствующий нормативный правовой акт не был принят, тем самым, продолжало действовать Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденное приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 11.11.1997 N 23Ц (далее - Положение N 23Ц), которое распространялось как на работников предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, так и на работников предприятий и организаций, не входящих в систему Министерства путей сообщения Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Поскольку свидетельство на право управления локомотивом, выданное предприятиями, не входящими в систему Министерства путей сообщения Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности не дает права выезда машинисту на железнодорожные пути общего пользования (п. 19), Положение N 23Ц устанавливало, по сути, монополию владельца инфраструктуры на прием указанных экзаменов.
Судами установлено, что в сфере оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования общество "Российские железные дороги" является субъектом естественных монополий.
В спорном периоде продолжал действовать приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.11.2000 N 28Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов Министерства путей сообщения Российской Федерации и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", который устанавливал, что испытания в знании указанных в пункте 2 настоящего Приказа нормативных актов работниками, перечисленными в приложении 1 к настоящему Приказу, производятся при приеме на работу, восстановлении в должности и переводе на другую работу, связанную с движением поездов и маневровой работой, а также периодически с 1 февраля по 1 июня в соответствии с установленными в этом приложении сроками для каждой должности и профессии; работники организаций, имеющих железнодорожные подъездные пути, связанные с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, и работники транспортных строительных организаций, связанные с выполнением строительных работ на железнодорожных путях общего пользования, испытываются в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в соответствующих комиссиях отделений железных дорог и железных дорог, в порядке и сроки, установленные настоящим Приказом для аналогичных должностей и профессий работников федерального железнодорожного транспорта.
Министерство транспорта Российской Федерации приказом от 15.02.2008 N 28 внесло изменения в приказ от 18.06.2003 N 26, дополнив его Порядком подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования (далее - Порядок), который сохранил за обществом "Российские железные дороги" контрольные (разрешительные) функции, в отношении иных (равных) хозяйствующих субъектов.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Деятельность общества "Уралпромжелдортранс" заключается в перевозке по путям необщего пользования с использованием собственных локомотивов грузов (вагонов), прибывающих в адрес грузополучателей, в частности Серовской ГРЭС, Среднеуральской ГРЭМ, Верхнетагильской ГРЭС и других на станции общего пользования.
Для осуществления указанной деятельности необходим выезд локомотивов, принадлежащих обществу "Уралпромжелдортранс", на пути общего пользования, являющиеся частью инфраструктуры, владельцем которой является общество "Российские железные дороги" в лице своего филиала - Свердловской железной дороги.
Суды пришли к выводу о том, что в данных отношениях с заявителем общество "Уралпромжелдортранс" выступает в качестве перевозчика, в связи с чем их правоотношения должны быть урегулированы в рамках публичного договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры.
Управлением и судами установлено, что такого договора не имеется. При этом, антимонопольным органом установлено, что в течение ряда лет (с 2009 по 2011 годы) общество обуславливало возможность выдачи разрешения на выход локомотивов общества "Уралпромжелдортранс" с путей необщего пользования на принадлежащие обществу пути общего пользования в пределах соответствующей железнодорожной станции наличием, в частности, документа, подтверждающего сдачу членами локомотивной бригады - машинистом локомотива и его помощником теоретических испытаний (экзамена) в комиссии общества и документа - служебного формуляра, выданного (заполненного) работником общества - машинистом-инструктором и подтверждающего прохождение ими практических испытаний в форме контрольно-инструкторских поездок в определяемом обществе объеме и по устанавливаемым обществом ценам. В ряде случаев общество требовало также допуска его работников для проверки технического состояния локомотивов общества "Уралпромжелдортранс".
В случае, когда общество "Уралпромжелдортранс" отказывалось выполнить требования общества "Российские железные дороги", последнее отказывало в выдаче разрешения на проведение операций по подаче и уборке вагонов и маневровой работы на соответствующей станции примыкания (Аппаратная, Шувакиш, Сысерть, Верхнетагильская, Серов-сортировочный).
Иные документы, подтверждающие аттестацию членов локомотивной бригады в комиссии самого общества "Уралпромжелдортранс", а равно результаты контрольно-инструкторских поездок, которые выполнены собственными силами владельца локомотива, общество принимать отказывалось, вследствие чего общество "Уралпромжелдортранс" вынуждено было заключать с обществом договоры возмездного оказания услуг по приему экзаменов у членов локомотивной бригады и по проведению контрольно-инструкторских поездок.
Полагая, что названные действия общества "Российские железные дороги" нарушают положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, общество "Уралпромжелдортранс" обратилось с заявлением от 21.12.2010 в антимонопольный орган.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что определением от 11.10.2011 из дела N 39 было выделено дело N 79, которое Федеральная антимонопольная службы России письмом от 02.06.2012 N ПС/19650 поручила рассмотреть Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области.
По результатам рассмотрения указанного заявления управлением принято решение от 29.08.2012 по делу N 79, которым управление признало факт нарушения обществом "Российские железные дороги", осуществляющим государственные функции упраздненного Министерства путей сообщения России в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, п. 2 и 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту - обществу "Уралпромжелдортранс" путем установления и взимания на основании договоров возмездного оказания услуг не предусмотренного законодательством Российской Федерации платежа за проведение теоретических (прием экзаменов) и практических (контрольно-инструкторские поездки) испытаний, и выдало обществу предписание о прекращении нарушения требований антимонопольного законодательства.
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества "Российские железные дороги", получившего явные естественно-монопольные преимущества как владелец инфраструктуры, признаков осуществления государственной функции упраздненного Министерства путей сообщения Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, вследствие чего указали, что в действиях общества при осуществлении им контрольных (разрешительных) функций, присущих не гражданско-правовым, а именно публичным отношениям, обусловивших необоснованное препятствование в осуществлении деятельности иными хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, в том числе, в части порядка теоретической и практической аттестации локомотивных бригад, усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, при этом факт взимания платы именно за проведение вышеуказанных испытаний заявитель не отрицает и полагает правомерным.
Кроме того, судами установлено, что представленные в материалы дела договор от 16.02.2012 N Д-105/12ДАС-2, копия счет-фактуры и акт о выполненных работах (оказанных услугах) от 13.02.2012, свидетельствуют о том, что общество "Российские железные дороги" продолжало взимание соответствующей платы за проведение испытаний в 2012 г.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества "Российские железные дороги", признав оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 29.08.2012 по делу N 79 соответствующими требованиям действующего законодательства.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, касающийся неправомерного руководства судами положениями закона, которые вступили в силу 06.01.2012, был принят во внимание судами первой и апелляционной инстанций, однако, суды сочли правомерным указание антимонопольным органом на нарушение обществом п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения управление не располагало сведениями о прекращении обществом установленных управлением нарушений антимонопольного законодательства.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2013 по делу N А60-48224/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества "Российские железные дороги", получившего явные естественно-монопольные преимущества как владелец инфраструктуры, признаков осуществления государственной функции упраздненного Министерства путей сообщения Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, вследствие чего указали, что в действиях общества при осуществлении им контрольных (разрешительных) функций, присущих не гражданско-правовым, а именно публичным отношениям, обусловивших необоснованное препятствование в осуществлении деятельности иными хозяйствующими субъектами, в том числе, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, в том числе, в части порядка теоретической и практической аттестации локомотивных бригад, усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, при этом факт взимания платы именно за проведение вышеуказанных испытаний заявитель не отрицает и полагает правомерным.
...
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, касающийся неправомерного руководства судами положениями закона, которые вступили в силу 06.01.2012, был принят во внимание судами первой и апелляционной инстанций, однако, суды сочли правомерным указание антимонопольным органом на нарушение обществом п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения управление не располагало сведениями о прекращении обществом установленных управлением нарушений антимонопольного законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 декабря 2013 г. N Ф09-12995/13 по делу N А60-48224/2012