Екатеринбург |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А60-8474/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Тимофеевой А.Д., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики населения Министерства социальной политики населения Свердловской области по Нижнесергинскому району (ИНН: 6646007121, ОГРН: 1026602056140; далее - Управление социальной политики) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2013 по делу N А60-8474/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления социальной политики - Безносова Л.А. (доверенность от 10.01.2014 N 35);
общества с ограниченной ответственностью "Городской специализированный комплекс ритуальных услуг "Габбро" (далее - общество "Габбро") - Дорошенко В.Е. (доверенность от 09.12.2013).
Общество "Габбро" (ИНН: 6674359365, ОГРН: 1106674012873) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению социальной политики о взыскании 634 782 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятника на месте погребения умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда - Леонова Василия Федоровича.
Определением суда от 14.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Морозова Людмила Васильевна.
Решением суда от 24.07.2013 (судья Бикмухаметова Е.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 (судьи Суслова О.В., Виноградова Л.Ф., Гладких Д.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление социальной политики просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Как считает заявитель, судами не учтен факт заключения договора от 07.06.2011 N 889 на выполнение работ по изготовлению и установке надгробия между заказчиком и обществом "Габбро". При отсутствии правоотношений с Управлением социальной политики у последнего не могло возникнуть обязательство по отношению к истцу по оплате выполненных в интересах Морозовой Л.В. работ, поскольку согласно п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Заявитель жалобы указывает на несоответствие размеров изготовленного надгробия установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" образцам, что исключает оплату его изготовления и установки за счет средств федерального бюджета. По мнению ответчика, судами не применен Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственный и муниципальных нужд".
Как установлено судами при рассмотрении спора и следует из материалов дела, между обществом "Габбро" (исполнитель) и Морозовой Л.В. (заказчик) заключен договор на выполнение и оплату работ по изготовлению и установке надгробия от 07.06.2011 N 889, по условиям которого заказчик поручает и принимает работу по изготовлению и установке надгробия, а исполнитель обязуется изготовить и установить на могиле умершего Героя Социалистического Труда Леонова В.Ф. надгробие, установленного Правительством Российской Федерации образца за счет средств федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы" (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 3.1 данного договора стоимость изготовления и установки надгробия составляет 634 782 руб.
Согласно п. 3.2 названного договора оплата за изготовление и установку памятника на месте погребения умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда Леонова В.Ф. производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического труда и Полного кавалера ордена Трудовой Славы" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации, а также в соответствии с законом Российской Федерации от 23.07.2008 N 160-ФЗ в Федеральный закон от 19.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда" и постановлением Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП "Об организации оказания мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Полным кавалерам Ордена Славы, Героям социалистического труда и Полным Кавалерам ордена трудовой Славы, общественным благотворительным объединениям (организациям) создаваемым Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, Полными Кавалерами Ордена Славы, Героями социалистического труда и Полными Кавалерами ордена трудовой Славы, на территории Свердловской области".
Срок выполнения работ согласован сторонами в разделе 4 указанного договора.
Выполнение работ по договору начинается с момента его подписания и заканчивается 30.10.2011 (п. 4.1 договора от 07.06.2011 N 889).
Факт выполнения обществом "Габбро" работ по изготовлению и установке надгробия удостоверен актом сдачи-приемки выполненных работ от 24.10.2011.
Общество "Габбро" 03.11.2011 направило в адрес Управления социальной политики как к лицу, уполномоченному государством на выплату компенсационных расходов, письмо с просьбой возместить расходы на изготовление и установку надгробного памятника.
Отказ Управления социальной политики возместить расходы, понесенные на изготовление и сооружение памятника, послужил основанием для обращения общества "Габбро" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, исходил из доказанности истцом факта несения расходов на изготовление надгробного памятника и его установку и обязанности ответчика возместить данные затраты.
Суд апелляционной инстанции поддержал изложенные в решении выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно положениям ст. 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы" финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
Ограничений по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника действующее законодательство не содержит.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, из содержания указанных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.06.2008 N 635-ПП полномочия по оплате услуг предприятиям, организациям, осуществившим бесплатное захоронение умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда возложены на территориальные управления социальной защиты населения.
Таким образом, уполномоченным органом по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Возмещение затрат производится за счет средств казны федерального бюджета.
Факт выполнения работ, предусмотренных условиями договора от 07.06.2011 N 889, подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 24.10.2011.
Поскольку доказательств возмещения расходов по оплате стоимости оказанных услуг Управлением социальной политики не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные обществом "Габбро" исковые требования.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Управления социальной политики обязательства по отношению к обществу "Габбро" по оплате выполненных в интересах Морозовой Л.В. работ со ссылкой на п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.
Возражения заявителя жалобы, касающиеся несоответствия размеров изготовленного надгробия установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 образцам, судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно п. 4 названного постановления Правительства дополнительные расходы, связанные с изменением установленного п. 1 постановления образца надгробия в части, касающейся превышения его максимальных размеров, и, следовательно, с увеличением стоимости его изготовления и установки, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Таким образом, несоответствие размеров установленного надгробия, размерам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740, не является основанием для исключения возмещения затрат, связанных с его сооружением и установлением, а является лишь основанием для оплаты этих расходов как дополнительных семьей умершего (погибшего) Героя. При этом данное положение распространяется только на случаи превышения размеров, установленных в названном постановлении. Следовательно, сооружение и установление надгробия, параметры которого не превышают установленные законом размеры, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 не противоречат.
Ссылка заявителя на неприменение положений подлежащего применению Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственный и муниципальных нужд" исследована судом апелляционной инстанции и правомерно отклонена. Суд кассационной инстанции не усматривает несоответствия выводов суда нормам действующего законодательства.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, также были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2013 по делу N А60-8474/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики населения Министерства социальной политики населения Свердловской области по Нижнесергинскому району - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Панова |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 4 названного постановления Правительства дополнительные расходы, связанные с изменением установленного п. 1 постановления образца надгробия в части, касающейся превышения его максимальных размеров, и, следовательно, с увеличением стоимости его изготовления и установки, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
Таким образом, несоответствие размеров установленного надгробия, размерам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740, не является основанием для исключения возмещения затрат, связанных с его сооружением и установлением, а является лишь основанием для оплаты этих расходов как дополнительных семьей умершего (погибшего) Героя. При этом данное положение распространяется только на случаи превышения размеров, установленных в названном постановлении. Следовательно, сооружение и установление надгробия, параметры которого не превышают установленные законом размеры, постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 не противоречат.
Ссылка заявителя на неприменение положений подлежащего применению Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственный и муниципальных нужд" исследована судом апелляционной инстанции и правомерно отклонена. Суд кассационной инстанции не усматривает несоответствия выводов суда нормам действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 января 2014 г. N Ф09-13725/13 по делу N А60-8474/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13725/13
18.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10332/13
18.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10332/13
24.07.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-8474/13