Екатеринбург |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А60-26463/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение (ИНН: 6658091960, ОГРН: 1036602638588; далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2013 по делу N А60-26463/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От министерства в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Элва Д" (далее - общество "Элва Д") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата) с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:06 12018:5 площадью 13 061 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, п. Кольцово, ул. Реактивная, 81, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 8 698 626 руб.
Определением суда от 19.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация), министерство.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2013 (судья Абдрахманова Е.Ю.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:06 12018:5, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, п. Кольцово, ул. Реактивная, 81, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, а именно 8 698 626 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы указывает, что новая кадастровая стоимость земельных участков, подтвержденная приказом министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - приказ министерства от 15.01.2013 N 32) в настоящий момент является не действующей. По мнению заявителя жалобы, поскольку действие приказа министерства от 15.01.2013 N 32 распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014 года, в настоящий момент права общества "Элва Д" им не нарушаются, следовательно, обращение в суд с настоящим заявлением является злоупотреблением правом на обращение в суд.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу "Элва Д" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0612018:5, площадью 13061 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, п. Кольцово, ул. Реактивная, д. 81.
На основании приказа министерства от 15.01.2013 N 32 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612018:5 определена в размере 18 698 780 руб. 65 коп. по состоянию на 15.11.2012.
По мнению общества "Элва Д", кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 18 698 780 руб. 65 коп., утвержденная приказом министерства от 15.01.2013 N 32, значительно превышает рыночную стоимость земельного участка. В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости общество "Элва Д" представило отчет общества с ограниченной ответственностью Оценочная компания "Априори" от 24.06.2013 N 13-227, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612018:5 по состоянию на 15.11.2012 составляет 8 698 626 руб.
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612018:5 его рыночной стоимости, общество "Элва Д" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 24.06.2013 N 13-227 содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.11.2012. Согласно заключению некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 25.06.2013 N 307/246-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Доказательств недостоверности названных отчетов Управлением Росреестра, кадастровой палатой не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Ссылка заявителя относительно того, что действие приказа министерства от 15.01.2013 N 32 распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014 года, следовательно, в настоящий момент права общества "Элва Д" им не нарушаются, не принимается, поскольку указанным приказом результаты кадастровой стоимости земель утверждены по состоянию на 15.11.2012. Кроме того, названный приказ вступил в силу 08.02.2013 и является действующим.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку оценены судами и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.08.2013 по делу
N А60-26463/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 24.06.2013 N 13-227 содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.11.2012. Согласно заключению некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 25.06.2013 N 307/246-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Доказательств недостоверности названных отчетов Управлением Росреестра, кадастровой палатой не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2014 г. N Ф09-13831/13 по делу N А60-26463/2013