Екатеринбург |
|
21 января 2014 г. |
Дело N А50-18669/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Черкезова Е.О..
судей Татариновой И.А., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (ИНН 5902292985, ОГРН 1035900104415); (далее - Территориальное управление, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2013 по делу N А50-18669/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Государственное учреждение Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5902293756, ОГРН 1115902001632); (далее - Фонд) обратилось с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления по возврату документов, направленных Фондом в целях учета федерального имущества: нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. К.Цеткин, 10 "а", общей площадью 2983, 6 кв. м на 1, 2, 3 этажах и общей площадью 1039 кв. м на 4 этаже; о возложении на Территориальное управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов фонда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Коуров А.А., Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2013 (судья Аликина Е.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель указывает, что присвоение Территориальным управлением объектам учёта постоянных реестровых номеров не повлечёт возникновение, изменение или прекращение каких-либо вещных прав Фонда в отношении спорных объектов, а отказ в учёте имущества не нарушает прав и интересов Фонда.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что вывод судов о несоответствии действий Территориального управления Гражданскому кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества" (далее - Постановление N 447) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
По мнению Территориального управления, является ошибочным вывод судов о том, что рамки, установленные бюджетным законодательством, по порядку распоряжения средствами, находящимися в оперативном управлении учреждений, не распространяются на внебюджетные фонды Российской Федерации.
В связи с этим заявитель полагает, что, совершив действия по оставлению за собой имущества должника, Фонд вышел за пределы специальной правоспособности государственного учреждения, каковым он является.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Фонд в рамках исполнительного производства N 2632/11/04/59, возбужденного на основании исполнительного листа Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-14608/2010 о взыскании в пользу Фонда денежных средств в сумме 162 100 000 руб., получил в счет погашения задолженности по исполнительному документу нереализованное имущество должника - нежилые помещения общей площадью 2 983, 6 кв. м на 1, 2, 3 этажах и общей площадью 1 039 кв. м на 4 этаже здания, расположенные в здании по адресу: г. Пермь, ул. К.Цеткин, 10 "а".
Право оперативного управления Фонда в отношении названных объектов недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.04.2012, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
В связи с необходимостью учета приобретенного имущества в реестре федерального имущества Фонд обратился в Территориальное управление с заявлением от 18.04.2012 о проведении процедуры учёта с выдачей заверенных карт учёта федерального имущества. К заявлению Фондом были приложены инвентарные карточки учёта основных средств, заполненные карты сведений об объектах учёта.
Письмом от 24.07.2012 Территориальным управлением представленные документы Фонду возвращены, при этом указано на незаконные действия судебного пристава-исполнителя, передавшего имущество государственному учреждению (Фонду) без согласования с уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом.
Фонд 07.08.12 вновь обратился в Территориальное управление с письмом N 042-/04/39206, в котором просил провести процедуру учёта федерального имущества в установленном порядке.
Представленные документы повторно были возвращены Фонду письмом от 29.08.2012 N 01-16-13700/06, в котором вновь были указаны те же основания возврата документов.
Полагая, что действия Территориального управления по возврату документов, направленных в целях учета федерального имущества, незаконны, Фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что Территориальным управлением по результатам рассмотрения представленных Фондом документов какое-либо решение, предусмотренное п. 19 Положения об учете федерального имущества (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 447, не принималось, а названные документы были возвращены Фонду вне существующей процедуры учёта федерального имущества, установленной Положением, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Пунктом 16 Положения установлена обязанность лица, являющегося приобретателем имущества по договорам или иным установленным законом основаниям, представить в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган для внесения сведений в реестр: надлежащим образом заверенные правообладателем карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества согласно приложению N 1; надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
Территориальный орган, в свою очередь, согласно п. 19 Положения в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, указанных в п. 14 - 16 названного Положения (далее - документы правообладателя), обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений: а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений; б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации; в) о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.
Согласно п. 22 Положения об учете федерального имущества, в случае принятия решения, указанного в подп. "в" п. 19 Положения, территориальный орган обязан в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя в письменной форме (с обоснованием принятия такого решения), а копию извещения поместить в дело.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обоснование оспариваемого Фондом возврата документов, направленных им в целях учета федерального имущества, заключалось в оценке Территориальным управлением приобретения Фондом спорного имущества как не соответствующего требованиям закона, поскольку вследствие такого приобретения названное имущество поступает в собственность Российской Федерации при отсутствии согласия уполномоченного органа по управлению федеральным имуществом.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Территориального управления свидетельствуют о нарушении публичного порядка учета федерального имущества и прав государственного учреждения (Фонда) на осуществление экономической деятельности в рамках установленных законом правоотношений.
Таким образом, судами правомерно удовлетворены заявленные Фондом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции не принимаются.
Действия Территориальных органов Росимущества по проведению процедуры учета федерального имущества регламентированы Положением, что, как верно указано судом первой инстанции, не позволяет государственному органу действовать произвольно, игнорируя порядок принятия тех или иных решений по результатам рассмотрения представленных документов.
Доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся порядка распоряжения средствами, находящимися в оперативном управлении учреждений, судом кассационной инстанции также не принимаются, поскольку в таких доводах Территориальное управление выходит за пределы своих полномочий.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.03.2013 по делу N А50-18669/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе Территориальное управление просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель указывает, что присвоение Территориальным управлением объектам учёта постоянных реестровых номеров не повлечёт возникновение, изменение или прекращение каких-либо вещных прав Фонда в отношении спорных объектов, а отказ в учёте имущества не нарушает прав и интересов Фонда.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что вывод судов о несоответствии действий Территориального управления Гражданскому кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учёта федерального имущества" (далее - Постановление N 447) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
...
Суды, сделав вывод о том, что Территориальным управлением по результатам рассмотрения представленных Фондом документов какое-либо решение, предусмотренное п. 19 Положения об учете федерального имущества (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 447, не принималось, а названные документы были возвращены Фонду вне существующей процедуры учёта федерального имущества, установленной Положением, удовлетворили заявленные требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2014 г. N Ф09-14453/13 по делу N А50-18669/2012