Екатеринбург |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А60-26070/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Лукьянова В. А., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - фонд, учреждение, заинтересованное лицо; ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2013 по делу N А60-26070/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Уральский финансово-промышленный банк" (далее - банк) в лице конкурсного управляющего Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 05.06.2013 N 07503113 РШ 0000750 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 04.10.2013 (судья Иванова С.О.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 (судьи Гулякова Г. Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на правомерность привлечения конкурсного управляющего банка к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Как следует из материалов дела, банком закрытому акционерному обществу "Первоуральская транспортная компания" 05.03.2013 закрыт расчетный счет в обществе. Соответствующее сообщение направлено в учреждение почтовой связью 16.03.2013, то есть с нарушением срока, предусмотренного п. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ. Данный факт по существу сторонами не оспаривается. По результатам проверки общества фондом составлен акт и вынесено решение от 05.06.2013 N 07503113 РШ 0000750 о привлечении конкурсного управляющего Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" к ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из несоответствия оспариваемого решения нормам Закона N 212-ФЗ.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 212-ФЗ пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 1 ст. 24 отмеченного закона банки обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Федеральным законом (п. 7 ст. 24 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ст. 49 названного закона несообщение в установленный срок банком в орган контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя влечет взыскание штрафа в размере 40 000 руб.
В силу п. 1 ст. 40 упомянутого закона нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое названным Федеральным законом установлена ответственность.
В силу требований ст. 2 Закона о банкротстве под конкурсным управляющим понимается арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Согласно требованиям ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.
При этом, как предусмотрено положениями ст. 50.21 данного Закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, конкурсный управляющий фактически является исполнительным органом кредитной организации, а поскольку в силу ст. 49 Закона N 212-ФЗ субъектом ответственности при нарушении срока представления сведений о закрытии счета может быть только банк, суды пришли к верному выводу о неправомерности привлечения к ответственности исполнительного органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2013 по делу N А60-26070/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу требований ст. 2 Закона о банкротстве под конкурсным управляющим понимается арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.
Согласно требованиям ст. 50.20 Закона о банкротстве кредитных организаций конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство.
При этом, как предусмотрено положениями ст. 50.21 данного Закона конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации в пределах, порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Таким образом, конкурсный управляющий фактически является исполнительным органом кредитной организации, а поскольку в силу ст. 49 Закона N 212-ФЗ субъектом ответственности при нарушении срока представления сведений о закрытии счета может быть только банк, суды пришли к верному выводу о неправомерности привлечения к ответственности исполнительного органа."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2014 г. N Ф09-14338/13 по делу N А60-26070/2013