Екатеринбург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А07-18701/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (ИНН: 0276009770, ОГРН: 1040208650206; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2012 по делу А07-18701/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Шулепов М.В. (доверенность от 20.01.2014 N 03-34/044932);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания" (ИНН: 0273056757, ОГРН: 1050203780219; далее - общество, налогоплательщик) - Евсюков Р.О. (доверенность от 02.12.2013 N 119/11-46).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 16.08.2011 N 09-60/08417.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Ашинский металлургический завод" (далее - общество "Ашинский металлургический завод"), Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам (далее - комитет по тарифам).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2012 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2012 указанные судебные акты отменены; в удовлетворении требований обществу отказано.
Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2012 по делу N А07-18701/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан, в котором просит указанное постановление отменить, ссылаясь на то, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.04.2013 по делу N А07-4067/2012 признано незаконным бездействие комитета по тарифам, выразившееся в непринятии мер, необходимых для перерасчета платы по присоединению к электрическим сетям налогоплательщика обществом "Ашинский металлургический завод", в размере 433 841 740 руб.; суд обязал комитет по тарифам рассмотреть заявления общества о перерасчете платы по присоединению к электрическим сетям обществом "Ашинский металлургический завод" и ее утверждению в размере 433 841 740 руб.; во исполнение указанного решения арбитражного суда комитетом по тарифам принято постановление от 17.10.2013 N 238 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 сентября 2007 года N 115 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств открытого акционерного общества "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания", которым изменена стоимость платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям налогоплательщика с 455 488 201 руб. на 433 841 740 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2013 заявление общества удовлетворено: постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2012 отменено по новым обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
По результатам проверки составлен акт от 21.06.2011 N 210 и вынесено решение от 16.08.2011 N 09-60/08417, которым налогоплательщику доначислены налог на прибыль за 2010 г. в сумме 3 668 892 руб., НДС за 1 кв. 2010 г. в сумме 3 302 003 руб., начислены пени в сумме 178 644 руб., штраф по ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 250 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 05.10.2011 N 553/16 обжалуемое решение инспекции оставлено без изменения.
Основанием для доначисления налога на прибыль, НДС послужил вывод инспекции о том, что обществом занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль, НДС на 21 646 461 руб. вследствие занижения им суммы дохода от реализации услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств общества "Ашинский металлургический завод" к собственным электрическим сетям, поскольку обществом в нарушение п. 13 ст. 40, ст. 146, 154, 247, 249 Кодекса налоговая база по налогу на прибыль и по НДС определена исходя из цен, отличных от установленных постановлением комитета по тарифам от 28.09.2007 N 115.
Общество, полагая, что решение инспекции от 16.08.2011 N 09-60/08417 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили требования общества, исходя из того, что инспекцией неправомерно доначислены налог на прибыль и НДС с суммы 21 646 461 руб., составляющей разницу между установленной комитетом по тарифам платой и фактически полученным обществом доходом, поскольку указанная сумма не соответствует критериям определения дохода от реализации применительно к понятиям гл. 21, 25 Кодекса, не связана с реализацией товаров (работ, услуг) по конкретному договору, отсутствуют первичные бухгалтерские документы, подтверждающие получение налогоплательщиком указанных денежных средств, а также лицо, обязанное уплатить названную сумму; законом не предусмотрена конкретная процедура изменения тарифа по требованию заинтересованного лица для приведения тарифа в соответствие с требованием об его экономической обоснованности.
Согласно ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемые в соответствии с гл. 25 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 248 Кодекса к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В ст. 249 Кодекса предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 или 273 Кодекса.
Объектом налогообложения НДС в силу подп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу п. 13 ст. 40 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с абз. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки подлежат государственному регулированию в электроэнергетике.
Регулирование указанных цен (тарифов), предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отнесено, в том числе, установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Судами установлено, что постановлением комитета по тарифам от 28.09.2007 N 115 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям налогоплательщика по индивидуальному проекту в размере 455 488 201 руб.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Центр присоединения потребителей" (далее - общество "Центр присоединения потребителей", исполнитель) и обществом "Ашинский металлургический завод" (заказчик) заключен договор от 01.10.2007 N 1367 по созданию технической возможности технологического присоединения к электрической сети.
В п. 3 договора от 01.10.2007 N 1367 сторонами указана цена договора в сумме 455 488 201 руб.
Между исполнителем и заказчиком 18.03.2009 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 01.10.2007 N 1367, согласно которому стороны согласовали уменьшение стоимости услуг по технологическому присоединению до 433 841 740 руб. в связи со снижением стоимости материалов.
Между обществами "Центр присоединения потребителей", "Башкирская сетевая компания" и "Ашинский металлургический завод" заключено соглашение N 38-1/1367 от 19.03.2009 о перемене лиц в обязательстве, в соответствии с которым обществом "Центр присоединения потребителей" были переданы, а обществом "Башкирская сетевая компания" (новый исполнитель) приняты обязательства, предусмотренные договором от 01.10.2007 N 1367.
Стоимость услуги по подключению объекта заказчика к электрической сети определена сторонами в сумме 433 841 740 руб. (в том числе НДС 66 179 248 руб. 47 коп.) в связи со снижением стоимости материалов.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) налогоплательщиком выполнено на основании согласованной сторонами сметы в соответствии с индивидуальным проектом N КБ-0704 по техническим условиям на подключение ПС АМГТ от 19.10.2007 согласно договору от 01.10.2007 N 1367 по созданию технической возможности технологического присоединения к электрической сети и соглашению от 19.03.2009 N 38-1-1367, что подтверждается актом об осуществлении технологического присоединения от 31.03.2010, актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон от 01.06.2010 N 2-10, актом сдачи-приемки выполненных работ от 31.03.2010 N 010-4.
Общество "Ашинский металлургический завод" на основании счета-фактуры от 31.03.2010 N 40 произвело оплату за технологическое присоединение энергетических установок к электрической сети налогоплательщика в сумме 433 841 740 руб., в том числе НДС 66 179 248 руб. Указанная сумма отражена в бухгалтерском и налоговом учете общества, налоги исчислены и уплачены в бюджет.
Суд кассационной инстанции отменил решение и постановление судов нижестоящих инстанции, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на прибыль за 2010 г. в сумме 3 668 892 руб., НДС за 1 кв. 2010 г. в сумме 3 302 003 руб., начислении соответствующих пеней и штрафов, исходя из того, что инспекция, принимая указанное решение, правомерно руководствовалась тем, что предметом договора от 01.10.2007 N 1367 является оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям, плата за которое подлежит государственному регулированию, в связи с чем для целей налогообложения должна приниматься цена, установленная уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Комитетом по тарифам принято постановление от 17.10.2013 N 238 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 сентября 2007 года N 115 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств открытого акционерного общества "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Башкирская сетевая компания", которым изменена стоимость платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств общества "Ашинский металлургический завод" к электрическим сетям налогоплательщика с 455 488 201 руб. на 433 841 740 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль и НДС подлежит применению государственная регулируемая цена, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации; налогоплательщик в установленном порядке обратился в уполномоченный орган за изменением утвержденного размера платы за технологическое присоединение и такое решение принято уполномоченным органом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2012 по делу N А07-18701/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2014 г. N Ф09-11640/12 по делу N А07-18701/2011
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11640/12
27.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11640/12
28.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11640/12
31.10.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11640/12
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11640/12
15.08.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6741/12
18.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-18701/11
30.01.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12807/11