Екатеринбург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А71-2375/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Удмуртской Республике (ИНН: 1835059990, ОГРН: 1041805001501; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.07.2013 по делу N А71-2375/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Иж-Лада" (ИНН: 1835012696, ОГРН: 1021801651783; далее - общество, налогоплательщик) - Букин П.В. (доверенность от 25.12.2013 N 83);
инспекции - Юферова Е.Н. (доверенность от 09.04.2013 N 03-11/05670).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 28.12.2012 N 42 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих пеней и штрафов.
Решением суда от 15.07.2013 (судья Бушуева Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя жалобы, выплаченные открытым акционерным обществом "АВТОВАЗ" (далее - общество "АВТОВАЗ") налогоплательщику бонусы (премии) связаны с поставкой товара и влияют на стоимость приобретаемого обществом товара, в связи с чем должны быть учтены поставщиком (общество "АВТОВАЗ") при определении им налоговой базы по НДС и налогоплательщиком - при предъявлении им НДС к вычету, поскольку бонусы (премии) получены обществом за выполнение плана, указанного продавцом и являются методом продвижения товара и мерой, направленной на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров.
Налоговый орган ссылается на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 22.12.2009 N 11175/09, согласно которой независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности), при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов с 01.01.2011 по 31.12.2011 инспекцией составлен акт от 05.12.2012 N 42 и вынесено решение от 28.12.2012 N 42, которым общество привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов в общей сумме 644 089 руб. 30 коп.; обществу доначислен НДС в сумме 3 004 254 руб., налог на прибыль в сумме 119 264 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 259 027 руб. 91 коп.; налогоплательщику предложено уменьшить НДС за 4 квартал 2011 г., излишне заявленный к возмещению из бюджета, на 166 912 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике от 26.02.2013 N 06-07/02788@ оспариваемое решение инспекции оставлено без изменений.
Основанием для доначисления НДС в сумме 3 004 254 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа, а также отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 166 912 руб. послужили выводы налогового органа о том, что налогоплательщик неправомерно не уменьшил общую сумму налоговых вычетов по НДС за 2011 г. на 3 171 166 руб., исчисленных с бонусов, полученных им от общества "АВТОВАЗ" за выполнение объема продаж автомобилей, поскольку данные бонусы направлены на стимулирование общества в приобретении и дальнейшей реализации как можно большего количества поставляемых товаров, и по своей сути, являются скидкой, в результате которой происходит уменьшение фактических затрат покупателя на приобретение товара.
В качестве документов, подтверждающих уменьшение стоимости приобретенных товаров, налоговый орган ссылается на дополнительное соглашение от 03.02.2011 N 500, соглашение о выплате премии от 16.09.2011, расчеты премии, на основании которых обществом в 2011 г. получена премия в сумме 20 788 756 руб.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, установив, что изменение цены поставленных товаров (автомобилей) на основании соглашения сторон не происходило, соответствующие первичные документы применительно к изменению стоимости поставленных товаров сторонами не оформлялись (изменения в товарные накладные, содержащие сведения о цене товара, не вносились); корректировочные счета-фактуры поставщиком не выставлялись, поскольку стоимость товара не изменялась; налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что общество "АВТОВАЗ" учитывало суммы выплачиваемых премий при определении налоговой базы по НДС и выставляло налогоплательщику корректировочные счета-фактуры, в связи с чем у общества не возникла обязанность скорректировать налоговые вычеты по НДС, сделали вывод о том, что в данном случае отсутствовали основания, предусмотренные подп. 4 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для восстановления обществом ранее правомерно принятого к вычету НДС и удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 2 ст. 153, п. 1 ст. 154 Кодекса поставщики определяют налоговую базу по операциям реализации товаров как стоимость этих товаров, исчисляемую из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров.
В соответствии с п. 4 ст. 166 Кодекса общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
Плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
В силу ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
В силу подп. 4 п. 3 ст. 170 Кодекса (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ) суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:
- дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
- дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на этот орган.
Из материалов дела следует и судами установлено, что налогоплательщик на основании дилерского договора от 16.09.2011 N 1427 в проверяемый период осуществлял розничную продажу поставляемых обществом "АВТОВАЗ" автомобилей марки "LADA".
По условиям указанного дилерского договора налогоплательщик принимает на себя неисключительное право на реализацию от своего имени и за свой счет автомобилей, предварительно приобретенных у общества "АВТОВАЗ", на условиях соглашения о поставке автомобилей (приложение N 4 к договору); реализацию от своего имени и за свой счет запасных частей, сервисных товаров и другой продукции под торговой маркой "LADA"; предоставление услуг послепродажного обслуживания автомобилей.
Согласно п. 19.1 договора от 16.09.2011 N 1427 в рамках выполнения дилером обязательств по договору общество "АВТОВАЗ" имеет право выплачивать дилеру премии за выполнение им определенных условий, установленных обществом "АВТОВАЗ"; условия и порядок каждого вида премирования устанавливаются обществом "АВТОВАЗ" в порядке, предусмотренном сбытовой политикой общества "АВТОВАЗ"; в целях увеличения объемов продаж автомобилей общество "АВТОВАЗ" вправе организовать акции, в которых дилер обязуется принимать активное участие.
Соглашением о поставке автомобилей от 16.09.2011 (приложение N 4 к названному дилерскому договору) предусмотрено, что дилером формируется заказ на поставку автомобилей на планируемый месяц; общество "АВТОВАЗ" подтверждает заказ дилера и производит отгрузку автомобилей после предварительной оплаты 100% стоимости автомобилей, предусмотренных к поставке в согласованном заказе; цена фиксируется на дату зачисления денежных средств дилера на расчетный счет общества "АВТОВАЗ" (п. 2.1, 4.1.1 соглашения о поставке автомобилей).
В части, касающейся порядка выплаты премий, между обществом "АВТОВАЗ" и дилером заключено соглашение о выплате премии от 06.09.2011 (приложение N 6 к дилерскому договору от 16.09.2011 N 1427), согласно которому общество "АВТОВАЗ" в зависимости от полученных результатов оценки выполнения дилером в отчетном периоде условий договора может выплатить дилеру следующие премии:
- ежемесячная премия за выполнение плана розничных продаж,
- ежеквартальная премия за выполнение стандартов АВТОВАЗ,
- ежеквартальная премия за высокий уровень удовлетворенности клиентов (раздел 3 соглашения о выплате премии).
В силу п. 5.1 указанного соглашения премии выплачиваются в соответствии с Методикой расчета премии предприятиям сервисно-сбытовой сети (далее - Методика).
Согласно Методике премия внедряется для мотивации эффективности всей дилерской сети; целевая структура переменной части включает 3 премиальных компонента: ежемесячная премия за выполнение плана розничных продаж в размере до 1,2%, ежеквартальная премия за выполнение стандартов в размере до 0,6%, ежеквартальная премия за высокий уровень удовлетворенности потребителей в размере до 0,6%.
Общество "АВТОВАЗ" выплатило налогоплательщику за 2011 г. премий на общую сумму 20 788 756 руб., что подтверждается расчетами премий от 31.01.2011 N 1133, от 28.02.2011 N 1482, от 31.03.2011 N 1831, от 30.04.2011 N 2180, от 31.05.2011 N 2531, от 30.06.2011 N 2885, от 31.07.2011 N 3242, от 31.08.2011 N 3599, от 31.10.2011 N 4743, от 31.12.2011 N 5485, а также расчетами за 1-4 кварталы 2011 г.
В соответствии с пояснениями общества, согласно содержанию как соглашения о выплате премии, так и Методики, утвержденной приказом общества "АВТОВАЗ", экономический смысл установленных в данных документах премий заключается не в увеличении продаж автомобилей (с учетом специфики автомобильного бизнеса и ограниченности количества потребителей), а в том, чтобы "дисциплинировать" дилера в определении объемов и ассортимента закупаемых товаров; именно дилер должен четко определить количество и ассортимент приобретаемых им автомобилей и запасных частей в целях отсутствия у производителя перепроизводства данного товара.
Основным критерием, определяющим целевое назначение премии за выполнение плана продаж, является определение обществом "АВТОВАЗ" факта выполнения плана поставок товара в адрес дилера в качестве основания выплаты премии; премия выплачивается за подтверждение и выполнение дилером плана закупок, направленного им в адрес общества "АВТОВАЗ" в качестве предварительной заявки дилера на поставку автомобиля.
В соответствии с п. А 1.1 Методики расчета премии ежемесячная премия за выполнение плана продаж выплачивается в размере, не превышающем 1,2% (120% от плана поставки); таким образом, вне зависимости от реализованного дилером объема автомобилей премия может быть рассчитана исходя из реализованного дилером объема в размере, не превышающим 120% от плана поставки; при превышении объема фактической реализации свыше 120%, автомобили, составляющие объем данного превышения, при расчете премии не принимаются.
Общество "АВТОВАЗ", ограничив размер премии, не установило динамики её роста в зависимости от роста поставок (продаж).
Расчет ежеквартальной премии за выполнение стандартов в размере до 0,6% производится на основании оценки выполнения стандартов и требований по организации дилерского центра, выполнение требований по маркетинговой деятельности, требований по персоналу. Указанные показатели в свою очередь определяются в зависимости от полученных ответов потребителей. Расчет ежеквартальной премии за высокий уровень удовлетворенности потребителей в размере до 0,6% также основан на анализе полученных ответов от потребителей.
При таких обстоятельствах судами на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, исходя из того, что дилерским договором установлена 100% предоплата при поставке конкретной партии товара, при этом цена фиксируется на дату зачисления денежных средств дилера на расчетный счет общества "АВТОВАЗ", процесс перечисления денежных средств за поставку конкретных партий товара не сопровождался какими-либо распорядительными документами применительно к положениям п. 4.1 дилерского договора; изменения в товарные накладные, определяющие стоимость автомобилей, сторонами не вносились; изменение цены поставленных товаров (автомобилей) на основании соглашения сторон не происходило, сделаны правильные выводы о том, что размер всех видов установленных премий зависит от действий дилера по продаже автомобилей и от его работы с покупателем и не связан непосредственно с увеличением объемов реализации приобретаемого налогоплательщиком товара; предоставление премий налогоплательщику не уменьшает цену приобретаемого им товара, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для применения подп. 4 п. 3 ст. 170 Кодекса и уменьшения суммы НДС, заявленной налогоплательщиком к возмещению за 2011 г., а также доначисления НДС, начисления соответствующих пеней, штрафов.
Суды правомерно указали на то, что правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 07.02.2012 N 11637/11, не может быть применена к рассматриваемому спору, поскольку исходя из оценки условий хозяйственных взаимоотношений, сложившихся между обществом "АВТОВАЗ" и налогоплательщиком, полученные последним в 2011 г. премии не могут быть квалифицированы в качестве формы торговой скидки, изменяющей цену поставленных обществу товаров.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.07.2013 по делу N А71-2375/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2014 г. N Ф09-14380/13 по делу N А71-2375/2013