Екатеринбург |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А60-17262/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" (далее - кадастровая палата) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А60-17262/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель кадастровой палаты - Никитина А.А. (доверенность от 10.09.2013 N 87).
Общество с ограниченной ответственностью "Городское Агентство Недвижимости" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к кадастровой палате о признании незаконным решения от 17.04.2013 N 66/13-62954.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.07.2013 (судья Григорьева С.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В., Панькова Г.Л.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены. Решение кадастровой палаты от 17.04.2013 N 66/13-62954 признано незаконным. На кадастровую палату возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 1, 4, п. 11 ч. 2 ст. 7, ст. 15, ч. 3 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), п. 8, 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель полагает, что в соответствии с действующим законодательством государственный кадастр недвижимости может содержать только один размер кадастровой стоимости, внесенный по результатам новой, утвержденной на более позднюю дату государственной кадастровой оценки. Поскольку на момент обращения общества с заявлением о внесении сведений о кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной решением суда по делу N А60-50104/2012 по состоянию на 01.01.2010, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на 15.11.2012, заявитель считает решение суда по указанному делу неисполнимым. В жалобе отмечается, что действующим законодательством не предусмотрена возможность изменять сведения о кадастровой стоимости, имеющие архивный статус; записи, вносимые в кадастр недвижимости, имеют учетный характер, не порождают и не прекращают гражданских прав и обязанностей, в связи с чем оспариваемым отказом права и законные интересы общества не нарушены. Кадастровая палата полагает, что кадастровая стоимость в размере равном рыночной, установленная решением суда, подлежит применению в целях, установленных законодательством, независимо от внесения ее в государственный кадастр недвижимости в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2013 по делу N А60-50104/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:18 в размере ее рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 - 619 333 руб.
Общество 10.04.2013 обратилось в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровой палатой принято решение от 17.04.2013 N 66/13-62954 об отказе обществу во внесении изменений.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре в качестве основания отказа орган кадастрового учета сослался на положения ч. 1 ст. 4 Закона о кадастре, указывая, что в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", не представляется возможным внести сведения о кадастровой стоимости равной рыночной, установленной решением суда на 01.01.2010, так в государственный кадастр недвижимости уже внесены новые сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 15.11.2012.
Общество, полагая, что решение кадастровой палаты является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что 29.03.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденные приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на 15.11.2012, вследствие чего сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП) по состоянию на 01.01.2010, стали архивными.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:18 в размере рыночной установлена решением суда на ту же дату, на которую устанавливалась его кадастровая стоимость постановлением N 695-ПП (01.01.2010), а включение в государственный кадастр недвижимости каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к выводу, что установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:18 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка (на 15.11.2012), не может повлечь изменение сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у кадастровой палаты не имеется оснований для отказа во внесении в кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, установленной решением суда и являющейся на момент обращения к органу кадастрового учета применимой.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный в п. 1 ст. 4 Закона о кадастре.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
В силу ст. 24.20 названного закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 28.01.2013 по делу N А60-50104/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:18 установлена в размере его рыночной стоимости равной 619 333 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Согласно п. 1-1 постановления N 695-ПП таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области" признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Поскольку на момент вступления решения суда в законную силу по делу N А60-50104/2012 и на момент обращения общества в кадастровую палату с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельного участка, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, а имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости по состоянию на 15.11.2012, внесенные 29.03.2013 в кадастр недвижимости, подлежали применению лишь с 01.01.2014, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у кадастровой палаты оснований для отказа во внесении сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установленной судебным актом.
Отсутствие в кадастре сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решения суда, которое направлено на восстановление прав общества, обоснованно признано апелляционным судом нарушающим права названного общества и противоречащим ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка кадастровой палаты на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон о кадастре не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений кадастровая палата не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного отказ кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, судом апелляционной инстанции правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы общества. Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А60-17262/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
З.Г. Семенова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости) предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
...
По смыслу положений Закона о кадастре сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
...
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка кадастровой палаты на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон о кадастре не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений кадастровая палата не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2014 г. N Ф09-13679/13 по делу N А60-17262/2013