Екатеринбург |
|
31 января 2014 г. |
Дело N А07-9671/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147; далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2013 по делу N А07-9671/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Птицефабрика "Башкирская" (ИНН - 0245012726, ОГРН 1030202318740; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан о признании недействительным предписания управления от 28.02.2013 N 04-03/0010-П/САП-3 об устранении выявленного нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением суда от 01.08.2013 (судья Крылова И.Н.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Тимохин О.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Управление полагает, что основания для признания недействительным оспоренного обществом предписания отсутствуют, поскольку обществом при проведении инвентаризации источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в проект допустимых выбросов не включены 2 продувочные свечи, присутствующие в газовой установке опалочного отделения цеха убоя птицы, которые, по мнению управления, являются организованными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Управление считает, что инвентаризация всех выбросов установки газовой опалки и инвентаризация источников выделения выбросов в обществе проведена не в полном объеме, что является нарушением ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха), п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 (далее - Положение о нормативах выбросов).
Проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по итогам плановой выездной проверки общества, проведенной в период с 01.02.2013 по 28.02.2013 на основании приказа от 14.01.2013 N 0010-П, сотрудниками управления выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, зафиксированные в акте от 28.02.2013 N 17.
На основании указанного акта проверки в целях устранения выявленного нарушения обществу выдано предписание от 28.02.2013 N 04-03/0010-П/САП-3, обязывающее общество в срок до 01.09.2013 осуществить инвентаризацию неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в опалочном отделении цеха убоя птицы (2 продувочные свечи) и включить их в проект допустимых выбросов общества с корректировкой установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Не согласившись с названным предписанием управления, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недействительности оспариваемого предписания управления ввиду непредставления управлением доказательств несоответствия указанных в инвентаризации данных фактическим данным, а также доказательств того, что свечи подлежат обязательной инвентаризации отдельно от всей "установки опалочной".
Выводы судов основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив по правилам ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы сторон суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в данном случае совокупности условий для удовлетворения заявленных обществом по настоящему делу требований.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона об охране атмосферного воздуха в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (п. 1 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
В силу п. 3 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
Пунктом 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 1, 2 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха).
Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно п. 1.1, 1.7 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, (ГОСТ 17.2.1.04-77) инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет.
На основании п. 1.2 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по организации, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы.
Инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1.3 названной Инструкции).
Согласно п. 8 Положения о нормативах выбросов разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
Нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (п. 9 Положения о нормативах выбросов).
В п. 11 Положения о нормативах выбросов предусмотрено, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в установленном порядке выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учёту и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" (далее - Приказ N 579) установлен соответствующий порядок.
Согласно п. 5-7 названного порядка источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности) и на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности).
Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников и разработка проектной документации осуществляются в установленном законодательством порядке.
К источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию.
Государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении N 2 к Приказу N 579 (далее - Перечень загрязняющих веществ).
В соответствии с приложением N 2 сероводород, диоксид азота и аммиак подлежат государственному учету и нормированию.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами, апелляционный суд правомерно отметил, что действующим законодательством предусмотрена инвентаризация источников выбросов и инвентаризация самих выбросов, их количества и состава.
Порядок инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников установлен письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333, которым введено в действие Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - Методическое пособие).
Подпунктом 2 п. 1.1 ч. 1 Методического пособия установлено, что при инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в том числе и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закреплённого за ним в соответствии с действующим законодательством.
Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа: источники с организованным выбросом; источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.
В представленном в материалы дела акте проверки от 28.02.2013 N 17 отражено, что в составе общества имеется цех убоя птицы. В опалочном отделении цеха производится опалка тушек птиц для производства мясной продукции.
Как отмечено выше, оспоренным обществом в рамках рассматриваемого дела предписанием заявителю предписано в срок до 01.09.2013 осуществить инвентаризацию неучтенных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в опалочном отделении цеха убоя птицы (2 продувочные свечи) и включить их в проект допустимых выбросов общества с корректировкой установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Основанием для выдачи данного предписания послужили выводы управления о том, что во время эксплуатации опалочной установки (в схеме газовой установки - в начале рабочего цикла и в конце) оператор производит продувку газопровода установки посредством закрытия и открытия задвижек и крана. При этом выравнивается давление и в атмосферу через продувочные свечи выделяется метан, то есть продувочные свечи являются самостоятельными источниками выбросов загрязняющих веществ, свечи опалочной установки как источник выделения загрязняющих веществ в проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обществом не включены.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды обеих инстанций установили, что в проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от 20.03.2012, в части 4 (п. 8) имеется бланк инвентаризации, в котором в опалочном отделении учтена "установка опалочная"; в полном объеме описаны наименования загрязняющих веществ и их количество в год; результаты инвентаризации утверждены 20.03.2012; установка опалочная как источник выделения загрязняющих веществ обществом проинвентаризирована, выбросы рассчитаны. При этом инвентаризацией установка опалочная, в состав которой входят продувочные свечи, учтена как единый объект.
Суды установили также, что согласно техническому паспорту на камеру опалки и аксонометрической схеме к нему, инструкции, а также пояснениям заявителя, продувочные свечи входят в состав установки опалочной (камеры опалки волосовидного пера птицы). Перед розжигом открывается кран N 4 на свечу; кран N 6 не открывается; краном N 7 производится розжиг фитиля и горелок. При открытом кране N 6 розжиг фитиля и горелок не может быть произведен, так как в этом случае весь газ будет стравлен на свечу. Манометр показывает давление газа на горелки. Продувочные свечи установлены на газовой линии для безопасности и загрязняющие вещества через них в атмосферу не выбрасываются.
Установив совокупность вышеизложенных обстоятельств, суды правомерно указали на необоснованность вывода управления о том, что продувочные свечи являются отдельными источниками выбросов загрязняющих веществ и подлежат обязательной инвентаризации отдельно от всей "установки опалочной".
Доказательства, опровергающие данные выводы судов, а также свидетельствующие о выделении метана, неучтенного при разработке и утверждении проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (результаты проб, анализов и т.д., полученные в ходе проведения проверки), управлением в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали недействительным оспариваемое предписание управления, удовлетворив заявленные требования общества.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.08.2013 по делу N А07-9671/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется соответствующим Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650.
Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учёту и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" (далее - Приказ N 579) установлен соответствующий порядок.
...
Государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в приложении N 2 к Приказу N 579 (далее - Перечень загрязняющих веществ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 января 2014 г. N Ф09-13664/13 по делу N А07-9671/2013