Екатеринбург |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А76-2939/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Васильченко Н.С., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Каслижелдортранс" (ОГРН 1027400728530; далее - общество "Каслижелдортранс") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2013 по делу N А60-49378/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Деряга А.С. (доверенность от 26.12.2013),
Представители общества "Каслижелдортранс", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к обществу "Каслижелдортранс" с исковым заявлением о взыскании 1 403 831 руб. 84 коп. сбора за подачу и уборку вагонов.
Общество "Каслижелдортранс" обратилось в суд со встречным исковым заявлением к обществу "РЖД" о признании недействительными п. 14.3, 16.11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Каслижелдортранс" при станции Маук Южно-Уральской железной дороги от 28.11.2011.
Решением суда от 08.07.2013 (судья Шведко Н.В.) первоначальные исковые требования удовлетворены в полном объеме. С общества "Каслижелдортранс" в пользу общества "РЖД" взыскан сбор за подачу и уборку вагонов в сумме 1 403 831 руб. 84 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 27 038 руб. 31 коп. В удовлетворении встречного иска общества "Каслижелдортранс" отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 (судьи Ширяева Е.В., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Каслижелдортранс" просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований обществу "РЖД" отказать, ссылаясь на то, что требование общества "РЖД" основано на условиях договора, противоречащих закону. Кассатор указывает на то, что суд апелляционной инстанции необоснованно применил к правоотношениям сторон по договору от 28.11.2011 условия Приложения N 7 к договору от 21.08.2009 N 1/701-Д/ЕЛС, которым утвержден протокол согласования стоимости видов работ и услуг, выполняемых обществом "РЖД" в связи с перевозкой грузов. По мнению заявителя, договор от 28.11.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, подписанный между обществами "РЖД" и "Каслижелдортранс", считается незаключенным, так как сторонами не достигнуто соглашение по установлению стоимости услуг.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 21.08.2009 между обществом "РЖД" и обществом "Каслижелдортранс" заключен договор на организацию расчетов N 1/701-Д/ЕЛС, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, в том числе на Южно-Уральской железной дороге (приложение N 7), а также иных причитающихся обществу "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент (ответчик).
Согласно п. 2.6 договора общество "РЖД" информирует клиента об изменении уровня и условий применения ставок оплаты дополнительных услуг, связанных с перевозкой грузов, через товарную контору станции, указанной в договоре, путем вывешивания на этой станции объявления об изменении цен и условий применения указанных видов услуг, после чего данные изменения принимаются сторонами, с момента введения их в действие, без дополнительного согласования.
Приложением N 7 к договору утвержден протокол согласования стоимости видов работ и услуг, выполняемых обществом "РЖД" на Южно-Уральской железной дороге, связанных с перевозкой грузов (без учета НДС).
Прейскурантом на работы и услуги от 30.12.2011 N ЮУТЦФТО-604, оказываемые обществом "РЖД" при организации перевозок грузов, согласно единому перечню работ и услуг с 01.01.2012 установлен сбор за подачу и уборку вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов, а также собственного (арендованного) локомотива в холодном состоянии на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, полностью закрытые для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, а также на железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к ним, либо на перегоне.
Кроме того, между обществами "РЖД" и "Каслижелдортранс" 28.11.2011 был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Каслижелдортранс" при станции Маук Южно-Уральской железной дороги N 2/220, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с эксплуатацией принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Маук ЮУЖД стрелочным переводом N 3 к 4 пути и далее стрелочным переводом N 17 к 4 пути станции Пургино ЮУЖД, обслуживаемого локомотивом владельца.
Станция Пургино Южно-Уральской железной дороги является закрытой для выполнения грузовых операций, поэтому выставочные пути организованы на станции Маук.
Согласно п. 6 договора от 28.11.2011 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути: N 4, 5, 6 станции Маук, дальнейшее продвижение производится локомотивом владельца (общество "Каслижелдортранс").
В соответствии с п. 8 договора от 28.11.2011 возврат на выставочные пути также осуществляется локомотивом владельца (общества "Каслижелдортранс").
Пунктом 14.3 договора от 28.11.2011 предусмотрен сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом, не принадлежащим обществу "РЖД" на перегоне Маук-Пургино, на станциях Маук и Пургино Южно-Уральской железной дороги по ставкам договорного тарифа, рассчитанного обществом "РЖД".
Обществом "РЖД" в период с 05.02.2012 по 12.01.2013 начислен обществу "Каслижелдортранс" сбор по подаче и уборке вагонов на основании памяток приемосдатчика N 8-31, 33-73, 75-110, 112-118, 120-148, 150-172, 174-175, 177-200, 202-223, 225-236, 238-257, 259, 260, 162-268, 270-291, 293-321 за 2012; N 1-3 за 2013 на общую сумму 1 403 831 руб. 84 коп. с учетом НДС (1 189 688 руб. без НДС), о чем составлена накопительная ведомость от 01.02.2013 N 010204.
В связи с тем, что направленное в адрес общества "Каслижелдортранс" уведомление о начисленном сборе оставлено без удовлетворения, общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Полагая, что п. 14.3, 16.11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Каслижелдортранс" при станции Маук Южно-Уральской железной дороги от 28.11.2011 являются недействительными, так как противоречат требованиям абз. 3 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), а также являются ничтожными, поскольку спорные условия договора регулируются положениями постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Тарифное руководство N 3), недействительность которых признана решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, общество "Каслижелдортранс" обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Удовлетворяя первоначальный иск, суды исходили из того, что факт оказания услуг обществом "РЖД" подтвержден материалами дела, доказательств оплаты услуг в материалы дела обществом "Каслижелдортранс" не представлено.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суды исходили из того, что оснований для признания недействительными п. 14.3, 16.11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Каслижелдортранс" при станции Маук Южно-Уральской железной дороги от 28.11.2011 не имеется, поскольку спорные пункты не регулируются Тарифным руководством N 3, которое частично было признано недействующим, и не противоречат абз. 3 ст. 58 Устава железнодорожного транспорта.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозки, общие условия которых определяются транспортными уставами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Устав железнодорожного транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
В соответствии с п. 14.3 договора от 28.11.2011 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общество "Каслижелдортранс" при станции Маук Южно-Уральской железной дороги от 28.11.2011 N 2/220 владелец (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу) предоплатой: сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом, не принадлежащим обществу "РЖД" на перегоне Маук-Пургино, на станциях Маук Южно-Уральской железной дороги и Пургино Южно-Уральской железной дороги по ставкам договорного тарифа, рассчитанного обществом "РЖД".
Согласно п. 16.11 договора от 28.11.2011 пункт 14.3 данного договора применяется при подписании протокола согласования договорного тарифа и распространяет свое действие с 28.11.2011. Протокол согласования стоимости работ и услуг (договорный тариф) согласован сторонами в качестве приложения N 7 к договору от 21.08.2009 N1/701 -Д/ЕЛС без разногласий, подлинность подписей и печатей сторонами не оспаривалась.
С учетом достижения сторонами согласования договорного тарифа на спорные виды работ и доказанности материалами дела самого факта оказания обществом "РЖД" услуг, непредставления доказательств оплаты оказанных услуг обществом "Каслижелдортранс", суды правомерно удовлетворили первоначальные исковые требования о взыскании с общества "Каслижелдортранс" задолженности в сумме 1 403 831 руб. 84 коп.
По изложенным выше основаниям отклоняются доводы кассатора о несогласовании сторонами договорного тарифа на спорные услуги и неправильном применении приложения N 7 к договору от 21.08.2009 N1/701 -Д/ЕЛС.
Проанализировав пункты 2.7.6, 2.7.6.1, 2.7.6.2 Тарифного руководства N 3, суды пришли к выводу о том, что они не регулируют вопросы подачи и уборки вагонов на железнодорожные станции, не открытые для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов. Кроме того, подача и уборка вагонов не производится локомотивом перевозчика, а осуществляется локомотивом владельца.
Согласно абз. 3 ст. 58 Устава железнодорожного транспорта за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что общество "РЖД" распоряжением от 31.01.2005 N 119р утвердило Единый перечень работ и услуг, оказываемых им при организации перевозок грузов. Указанным распоряжением поручено до утверждения обществом "РЖД" единого прейскуранта на свои работы и услуги, не относящиеся к сфере естественной монополии, при выполнении по просьбам грузоотправителей, грузополучателей работ и оказании услуг, предусмотренных единым перечнем, плата и сборы на которые не указаны в тарифных руководствах, обеспечить на основании заключенных договоров взимание платы по договорным тарифам, определенным с учетом методических рекомендаций.
Приложением N 7 к договору от 21.08.2009 N 1/701-Д/ЕЛС утвержден протокол согласования стоимости видов работ и услуг, выполняемых обществом "РЖД" на Южно-Уральской железной дороге, связанных с перевозкой грузов (без учета НДС).
Согласно п. 2.6 договора от 21.08.2009 N 1/701-Д/ЕЛС филиал общества "РЖД" информирует клиента, об изменении уровня и условий применения ставок оплаты дополнительных услуг, связанных с перевозкой грузов, через товарную контору станции, указанной в настоящем договоре, путем вывешивания на этой станции объявления об изменении цен и условий применения указанных видов услуг, после чего данные изменения принимаются сторонами, с момента введения их в действие, без дополнительного согласования.
Прейскурантом на работы и услуги от 30.12.2011 N ЮУТЦФТО-604, оказываемые обществом "РЖД", при организации перевозок грузов, согласно Единому Перечню работ и услуг обществом "РЖД" с 01.01.2012 установлен сбор за подачу и уборку вагонов, контейнеров для погрузки или выгрузки грузов, а также собственного (арендованного) локомотива в холодном состоянии на железнодорожные станции, не открытые для выполнения отдельных операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, полностью закрытые для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, а также на железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к ним, либо на перегоне.
Судами установлено, что с указанным Прейскурантом ответчик ознакомлен.
Оценив спорные пункты договора от 28.11.2011, суды пришли к выводу о том, что они не регулируются Тарифным руководством N 3, которое частично было признано недействующим, и не противоречат абз. 3 ст. 58 Устава железнодорожного транспорта.
На основании изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении встречных исковых требований.
Кроме того, суды пришли к обоснованному выводу об истечении срока исковой давности по требованию об оспаривании условий договора от 28.11.2011.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.07.2013 по делу N А76-2939/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Каслижелдортранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что п. 14.3, 16.11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества "Каслижелдортранс" при станции Маук Южно-Уральской железной дороги от 28.11.2011 являются недействительными, так как противоречат требованиям абз. 3 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), а также являются ничтожными, поскольку спорные условия договора регулируются положениями постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" (далее - Тарифное руководство N 3), недействительность которых признана решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, общество "Каслижелдортранс" обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
...
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему.
В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозки грузов осуществляются на основании договора перевозки, общие условия которых определяются транспортными уставами и издаваемыми в соответствии с ними правилами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2014 г. N Ф09-14307/13 по делу N А76-2939/2013