Екатеринбург |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А07-1105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Кировскому району г. Уфы (ИНН: 0274107891, ОГРН: 1050204062270; далее - Управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2013 по делу N А07-1105/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ПолиграфБланкДизайн" (далее - общество "ПолиграфБланкДизайн") о взыскании 3 000 руб. по оплате типографских услуг за изготовление бланков удостоверений "Ветеран труда" (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2013(судья Ахметова Г.Ф.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 (судьи Ширяева Е.В., Плаксина Н.Г., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами п. 1, 2 ст. 716, п. 1 ст. 779, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что общество "ПолиграфБланкДизайн" на свой риск изготовило бланки удостоверений, не соответствующие заказу.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 10.08.2012 между Управлением (заказчик) и обществом "ПолиграфБланкДизайн" (исполнитель) заключен договор N 1МТ2, согласно условиям которого заказчик сдает исполнителю заявку на типографские услуги, а исполнитель принимает на себя оказание типографских услуг и выпуск типографской продукции, согласно заявкам заказчика (п. 1.1 договора).
Типографские услуги включают в себя изготовление бланков удостоверений "Ветеран" в количестве 200 штук (п. 1.2 договора).
В соответствии с п. 3.1 и 3.2. договора заказчик обязуется оплатить за счет бюджетных средств Республики Башкортостан стоимость типографских услуг, согласно договору на сумму 3 000 руб., основаниями для оплаты служат выставленные счета, счета-фактуры и акты выполненных услуг.
На основании счета от 07.08.2012 N 411 Управлением были перечислены обществу "ПолиграфБланкДизайн" за изготовление бланков удостоверений "Ветеран" денежные средства в сумме 3 000 руб. по платежному поручению от 14.08.2012 N 238386.
Из материалов дела усматривается, что заявки Управлением обществу "ПолиграфБланкДизайн" сданы не были, а по факсу были направлены образцы бланков удостоверений "Ветеран". Указанный бланк также был передан нарочно представителю общества "ПолиграфБланкДизайн".
Управлением 29.09.2012 в адрес общества "ПолиграфБланкДизайн" было направлено письмо с просьбой о расторжении договора за изготовление бланков удостоверений "Ветеран труда" в связи с невыполнением заказа по представленному образцу и возврате денежных средств в сумме 3 000 руб.
В письме от 25.09.2012 общество "ПолиграфБланкДизайн" пояснило, что бланки удостоверений "Ветеран труда Республики Башкортостан" N 028001 - 028200 изготовлены по всем требованиям Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан и находятся по адресу: г. Уфа, пр. Октября, 4/2, корпус И, офис 10.
Управление 17.12.2012 направило в адрес общества "ПолиграфБланкДизайн" претензию с требованием вернуть денежные средства в сумме 3 000 руб.
Обществом "ПолиграфБланкДизайн" 17.12.2012 вновь был дан ответ исх. N 1220 с просьбой получить удостоверения.
Ссылаясь на то, что денежные средства в сумме 3 000 руб. обществом "ПолиграфБланкДизайн" не возвращены, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
Пунктом 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (п. 1 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда.
Согласно ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, в августе 2012 года Министерство труда и соцзащиты Республики Башкортостан в лице начальника отдела социальной поддержки ветеранов Макарова С.Р. обратилось в общество "ПолиграфБланкДизайн" с просьбой разработать оригинал-макет и изготовить удостоверения "Ветеран труда" для Управлений труда и соцзащиты населения Республики Башкортостан. Дизайн этих удостоверений общество "ПолиграфБланкДизайн" разработало согласно требованиям, представленным Макаровым С.Р., в соответствии с приложением к распоряжению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 03.03.1998 N 198-р.
Из пояснений Министерства труда и социальной защиты населения Ивановой Л.Х., изложенных в письме от 15.10.2012 N 09-02562 следует, что в Законе Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" (далее - Закон Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38) меры социальной поддержки ветеранов труда были предусмотрены ст. 25 и 26, тогда как в Федеральном законе "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ данные меры социальной поддержки были предусмотрены ветеранам труда ст. 22 и 23. В дальнейшем номера статей, предусматривающие меры социальной поддержки ветеранам труда, были приведены в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". В настоящее время Минтрудом Республики Башкортостан подготовлен проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан "О внесении изменений в распоряжение Кабинета Министерством Республики Башкортостан от 03.03.1998 N 198-Р", который внесен на рассмотрение в Правительство республики. В связи с изложенным, до внесения изменений в указанное распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан, необходимо руководствоваться действующей редакцией.
Ссылка истца на то, что бланки удостоверений "Ветеран труда", изготовленные ответчиком, не соответствовали образцу, направленному истцом в заявке, а именно в удостоверении "Ветеран труда" была указана недействующая ст. 26 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38, в связи с чем изготовленные бланки удостоверений не могут быть признаны действительными для предоставления мер социальной поддержки граждан является не состоятельной.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38 ветераны при выходе на пенсию сохраняют право на обслуживание в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также на оказание медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан.
Учреждения здравоохранения организуют развитие гериатрической помощи, включая амбулаторное обслуживание и стационары для хронических больных, проводят ежегодную диспансеризацию ветеранов. В Республике Башкортостан создаются госпитали для инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - специальные отделения и палаты для инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны (ч. 2 ст. 25 названного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38 местные органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и организации для создания нормальных условий жизнедеятельности, поддержания самостоятельности и социальной активности ветеранов организуют территориальные центры социального обслуживания и отделения социальной помощи на дому.
Для ветеранов, нуждающихся в постоянной помощи, не имеющих лиц, обязанных по закону их содержать, организуются дома-интернаты, специальные жилые дома и пансионаты (ч. 2 ст. 26 названного Закона).
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 265-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" ст. 26 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38 признана утратившей силу.
То есть права ветеранов перечислены в ст. 25 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 N ВС-25/38. В ст. 26 этого Закона содержалось предписание для местных органов государственной власти Республики Башкортостан, поэтому признание это статьи Закона утратившей силу до момента изготовления удостоверения не влияет на объем права ветеранов, даже если ссылка на эту статью Закона оказалась в тексте удостоверения наряду со ссылкой на статью 25.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе пояснения министра труда и социальной защиты Ивановой Л.Х., а также образец удостоверения "Ветеран труда", утвержденный Кабинетом министров Республики Башкортостан от 03.03.1998 N 198-р, суды пришли к выводу, что результат выполненных услуг может использоваться заказчиком по назначению; доказательств, свидетельствующих о невозможности использования бланков удостоверений, Управлением не представлено.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку оценены судами и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2013 по делу
N А07-1105/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Кировскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (п. 1 ст. 721 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2014 г. N Ф09-14405/13 по делу N А07-1105/2013