Екатеринбург |
|
31 мая 2012 г. |
Дело N А76-18481/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Соловцова С.Н.,
судей Артемьевой Н.А., Дядченко Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области (далее - инспекция, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 по делу N А76-18481/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Шарманова Л.О. (доверенность от 11.01.2012 N 9), Янковская С.Ф. (доверенность от 11.03.2012 N 11);
общества с ограниченной ответственностью "Нефтеком" (далее - общество "Нефтеком", общество) - Назаров Е.В. (доверенность от 03.10.2011).
В судебном заседании, назначенном на 21.05.2012, был объявлен перерыв до 24.05.2012 до 11 час. 45 мин.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Шарманова Л.О. (доверенность от 11.01.2012 N 9), Янковская С.Ф. (доверенность от 11.03.2012 N 11).
Общество "Нефтеком" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании незаконным уведомления регистрирующего органа от 28.09.2011 N 28 об оставлении документов общества без рассмотрения с установлением обязанности инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "Нефтеком" на основании заявления и документов, представленных 21.09.2011; признании незаконным решения регистрирующего органа от 29.09.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязании инспекции внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Нефтеком" в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 22.09.2011.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 (судья Попова Т.В.) исковые требования общества "Нефтеком" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 (судьи Столяренко Г.М., Бабкина С.А., Матвеева С.В.) решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по тому же делу отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества "Нефтеком" отказать, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что представленные в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс общества "Нефтеком" не соответствовали требованиям закона, поскольку не содержали сведений о фактической задолженности юридического лица перед бюджетом, выявленной по результатам выездной налоговой проверки, следовательно, являлись недостоверными. Указанное обстоятельство (недостоверность баланса) равнозначно непредставлению документа, а потому у инспекции имелись достаточные основания для отказа в государственной регистрации на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
По мнению заявителя кассационной жалобы, в действиях общества имеется умысел, направленный на скорейшее завершение процедуры ликвидации без исполнения обязанностей перед бюджетом. Решение о ликвидации от 05.07.2011 принято в период проведения выездной налоговой проверки (31.03.2011 - 19.08.2011), общество уклонялось от получения акта выездной налоговой проверки, требования инспекции от 01.09.2012, от 22.09.2011, а также сообщение от 22.09.2011 N 10-28/7870 с требованием о предоставлении пояснений по факту невкючения в промежуточный ликвидационный баланс общества задолженности перед бюджетом, выявленной в ходе выездной налоговой проверки, оставлены без ответа.
Общество "Нефтеком" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая изложенные в ней доводы необоснованными.
Как следует из материалов дела, общество "Нефтеком" зарегистрировано в качестве юридического лица 18.04.2006.
Общим собранием участников общества 05.07.2011 принято решение о ликвидации общества "Нефтеком", ликвидатором назначена Стрижкова Т.В.
Инспекцией 13.07.2011 на основании представленных обществом уведомлений в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии решения о ликвидации общества "Нефтеком", формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора общества.
В журнале "Вестник государственной регистрации" N 28 (335) от 20.07.2011 опубликовано сообщение о ликвидации общества "Нефтеком" и установлен срок для предъявления требований кредиторами (в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения).
Общим собранием участников общества "Нефтеком" 19.08.2011 ликвидатором общества избран Даничкин В.М., соответствующие сведения внесены в ЕГРЮЛ.
В период с 31.03.2011 по 19.08.2011 на основании решения инспекции от 31.03.2011 N 8 проведена налоговая выездная проверка общества "Нефтеком" и составлен акт от 26.08.2011 N 17, согласно которому обществу предложено уплатить недоимку в размере 29 491 448 руб., в том числе по налогу на прибыль организаций за 2008 год в сумме 1 733 172 руб., за 2009 год в сумме 5 348 876 руб., за 2010 год в сумме 17 882 378 руб., по налогу на добавленную стоимость за период с IV квартала 2008 по IV квартал 2010 года в общей сумме 14 527 022 руб.
Инспекция заявила о включении доначисленных по результатам проверки сумм налогов, пени в реестр требований кредиторов общества требованием от 01.09.2011 N 10-28/7496, от получения которого ликвидатор уклонился, что подтверждается актом от 01.09.2011 о невозможности вручения акта выездной налоговой проверки (копии акта).
Указанное требование по почте обществу "Нефтеком" не направлялось, акт выездной налоговой проверки от 26.08.2011 N 17 отправлен инспекцией по почте 31.08.2011.
Внеочередным общим собранием участников общества 21.09.2011 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества "Нефтеком", тогда же ликвидатор представил в инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003, промежуточный ликвидационный баланс, решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, что подтверждается распиской регистрирующего органа в получении документов.
Инспекция 22.09.2011 выставила обществу требование N 10-28/7869 о включении задолженности перед бюджетом как в промежуточный ликвидационный, так и в ликвидационный балансы.
В тот же день общество "Нефтеком" в лице ликвидатора обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001. Согласно расписке одновременно с заявлением были представлены ликвидационный баланс, а также протокол внеочередного общего собрания участников общества "Нефтеком" от 22.09.2011 об утверждении ликвидационного баланса.
Инспекция 28.09.2011 составила уведомление об оставлении документов, представленных обществом 21.09.2012, без рассмотрения, указав на то, что промежуточный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения: в нем не отражены суммы кредиторской задолженности перед бюджетом, в том числе выявленной по результатам выездной налоговой проверки, следовательно, считается не представленным.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов регистрирующим органом 29.09.2011 вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине непредставления определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, а именно ликвидационного баланса. Инспекция указала, что представленный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, поскольку у общества "Нефтеком" имеется непогашенная задолженность перед бюджетом по уплате налогов, пени, штрафов, образовавшаяся до принятия обществом решения о ликвидации и выявленная при проведении выездной налоговой проверки; нарушен порядок представления документов для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией: не представлен промежуточный ликвидационный баланс.
Решение по результатам выездной налоговой проверки принято 12.10.2011. Законность данного решения подтверждена решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 09.12.2011.
Полагая, что уведомление регистрирующего органа об оставлении документов без рассмотрения и решение инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества "Нефтеком", общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходил из того, что Законом о государственной регистрации не предусмотрено право регистрирующего органа на оставление без рассмотрения уведомления юридического лица о составлении промежуточного ликвидационного баланса; обществом соблюдены требования законодательства, регулирующие добровольную ликвидацию юридического лица, и у инспекции отсутствовали установленные ст. 23 Закона о государственной регистрации основания для отказа в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. При этом суды сделали выводы о достоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе общества, об отсутствии у него задолженности по уплате налогов и пеней.
Пунктом 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Соответственно на основании представленного уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица вносится запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
Между тем инспекция не внесла запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "Нефтеком", направив обществу уведомление от 28.09.2011 об оставлении без рассмотрения документов юридического лица за непредставление необходимых для государственной регистрации документов, тем самым в не предусмотренной ст. 23 Закона о государственной регистрации форме уклонившись от государственной регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали действия инспекции, выразившиеся в уклонении от внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "Нефтеком", незаконными с установлением обязанности инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "Нефтеком" на основании заявления и документов, представленных 21.09.2011.
В то же время выводы судов в части признания достоверными сведений об отсутствии у общества "Нефтеком" задолженности по уплате налогов и пеней, содержащихся в приложениях к заявлению о завершении ликвидации общества, соблюдения требований законодательства, регулирующих добровольную ликвидацию юридического лица, и отсутствия у инспекции установленных ст. 23 Закона о государственной регистрации оснований для отказа в государственной регистрации общества "Нефтеком" в связи с его ликвидацией нельзя признать достаточно обоснованными.
Как следует из материалов дела, в регистрационный орган обществом "Нефтеком" представлен ликвидационный баланс, основанный на данных бухгалтерского и налогового учета общества, согласно которому по состоянию на 21.09.2011 у общества отсутствовала непогашенная задолженность по уплате налогов.
Между тем при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции установлено, что ликвидатор общества "Нефтеком" 01.09.2011 и 02.09.2011 уклонился от получения требования инспекции от 01.09.2011 N 10-28/7496 о включении доначисленных по результатам проверки сумм налогов, пеней в промежуточный ликвидационный баланс общества (т. 2., л. д. 36-40).
Инспекция повторно 22.09.2011 реализовала свое право на предъявление своих требований в процедуре ликвидации и предъявила обществу "Нефтеком" требование N 10-28/7869 о включении задолженности перед бюджетом в промежуточный и ликвидационный балансы (т. 1, л. д. 90).
В то же время обстоятельства, связанные с предъявлением названных требований, отказом в их получении, судами не исследовались. Однако выяснение данных обстоятельств имеет существенное значение для оценки достоверности представленных на регистрацию сведений.
Кроме того, отказывая в принятии требования от 22.09.2011 N 10-28/7869 о включении задолженности перед бюджетом в промежуточный и ликвидационный балансы в качестве доказательства соблюдения инспекцией порядка предъявления требований в процедуре ликвидации юридического лица, суды сослались на направление документа за пределами двухмесячного срока, установленного для обращения кредиторов к ликвидируемому лицу с требованием о погашении задолженности.
Вывод судов является ошибочным как основанный на неправильном применении норм материального права.
Пунктом 1 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Урегулированная императивными правилами закона процедура ликвидации имеет своей целью защиту интересов кредиторов. Соответственно при отказе ликвидатора в удовлетворении требования кредитора последний вправе обратиться с иском в суд (до момента утверждения ликвидационного баланса, но не менее месячного срока). В этот же период возможно обращение с требованием к ликвидатору, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества.
В соответствии с подп. "а" и "б" п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закон о государственной регистрации юридических лиц.
Инспекция в ходе рассмотрения дела в судах первой (т. 1, л. д. 73-77) и апелляционной инстанций (т. 3, л. д. 93-98) последовательно возражала против заявленных требований по основаниям неправомерности бездействия ликвидатора, выразившегося в уклонении от получения требований. В нарушение положений ст. 168, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы инспекции свою оценку при вынесении судебных актов не получили.
С учетом изложенного, поскольку судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, обстоятельства установлены не в полном объеме, возражениям, заявленным инспекцией, оценка не дана, решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда в части признания незаконным решения регистрирующего органа от 29.09.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и обязания инспекции внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации прекращения деятельности общества "Нефтеком" в связи с его ликвидацией на основании заявления и документов, представленных 22.09.2011, в силу ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, дело в отмененной части - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области (п. 3 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, дать оценку всем обстоятельствам дела и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 по делу N А76-18481/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по тому же делу в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области от 29.09.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, принятого в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нефтеком" по заявлению от 22.09.2011 года; установления обязанности Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Нефтеком" в связи с его ликвидацией по решению его участников от 22.09.2011, а также взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области судебных расходов в сумме 2000 рублей, уплаченных при подаче заявления в арбитражный суд, отменить.
В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.01.2012 по делу N А76-18481/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по тому же делу оставить без изменения.
Председательствующий |
С.Н. Соловцов |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
...
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закон о государственной регистрации юридических лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2012 г. N Ф09-3919/12 по делу N А76-18481/2011
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3919/12
25.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10449/12
03.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9783/12
23.08.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-18481/11
31.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3919/12
03.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1572/12