Екатеринбург |
|
18 февраля 2014 г. |
Дело N А60-9368/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сухановой Н. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - управление, орган казначейства) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2013 по делу N А60-9368/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Иванова Н.А. (доверенность от 09.01.2013).
Администрация города Тюмени обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий органа казначейства по возврату без исполнения постановлений административной комиссии Восточного административного округа от 15.12.2011 N ВАО1784 и от 12.07.2012 N ВАО939 и обязании управления исполнить постановление от 15.12.2011 N ВАО1784.
Решением суда от 05.09.2013 (судья Мартемьянов В.Б.) заявленные требования удовлетворены. Суд обязал орган казначейства принять к исполнению постановление административной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени от 15.12.2011 N ВАО1784 о назначении федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации административного наказания в виде наложения штрафа в сумме 20 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 (судьи Сафонова С.Н., Варакса Н.В., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам. Орган казначейства полагает, что обращение взыскания на бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации возможно только на основании судебного акта, а непредставление указанного документа является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. Кроме того, казначейство указывает на письмо Федеральной службы судебных приставов от 01.07.2011 N 12/01-15834-ТИ, которым установлен механизм действий при исполнении требований исполнительных документов, и полагает, что постановления административного органа должны быть направлены для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с нормами ст. 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, когда должником является бюджетное учреждение, исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника как получателя средств соответствующего бюджета.
В силу п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации документы, поступившие на исполнение возвращаются взыскателю в случаях: непредставления какого-либо документа, указанного в п. 2 названной статьи; несоответствия документов, указанных в п. 1, 2 данной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом об исполнительном производстве; нарушения установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представления взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Согласно ч. 1 ст. 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 5 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В силу ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждении", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что административной комиссией Восточного административного округа администрации г. Тюмени в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации вынесены постановления от 15.12.2011 N ВАО1784 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в сумме 20 000 руб. и от 12.07.2012 N ВАО939 о назначении административного наказания в виде наложения штрафа в сумме 80 000 руб.
Указанные постановления с отметкой службы судебных приставов об отсутствии оплаты направлены администрацией г. Тюмени для исполнения в орган казначейства.
Письмами от 12.09.2012 N 62-13-10/5956 и от 25.09.2012 N 62-13-10/6226 управление возвратило постановления администрации на основании ст. 242.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав, что взыскание средств с федеральных учреждений, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, осуществляется только на основании надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, исполнительного документа (исполнительного листа).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи и руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении, являющегося исполнительным документом, принятого в отношении лица - получателя бюджетных средств, не имеющего счетов в Банке России или в другом кредитном учреждении (а также при отсутствии на таких счетах денежных средств), должен производить орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов этого лица, то есть орган казначейства, следовательно, в рассмотренных обстоятельствах законных оснований для возврата взыскателю поступивших на исполнение документов по причине отсутствия судебного акта у органа казначейства не имелось.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о незаконности действий органа казначейства по возврату без исполнения постановлений административной комиссии Восточного административного округа г. Тюмени от 15.12.2011 N ВАО1784 и от 12.07.2012 N ВАО939 и обязали управление исполнить постановление от 15.12.2011 N ВАО1784.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.09.2013 по делу N А60-9368/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмами от 12.09.2012 N 62-13-10/5956 и от 25.09.2012 N 62-13-10/6226 управление возвратило постановления администрации на основании ст. 242.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав, что взыскание средств с федеральных учреждений, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, осуществляется только на основании надлежащим образом заверенной судом копии судебного акта, исполнительного документа (исполнительного листа).
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи и руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении, являющегося исполнительным документом, принятого в отношении лица - получателя бюджетных средств, не имеющего счетов в Банке России или в другом кредитном учреждении (а также при отсутствии на таких счетах денежных средств), должен производить орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов этого лица, то есть орган казначейства, следовательно, в рассмотренных обстоятельствах законных оснований для возврата взыскателю поступивших на исполнение документов по причине отсутствия судебного акта у органа казначейства не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2014 г. N Ф09-185/14 по делу N А60-9368/2013