Екатеринбург |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А76-13613/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Василенко С.Н., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Терминал-Ч" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 по делу N А76-13613/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - генеральный директор Коновалов И.А., Лисицына Д.Д. (доверенность от 01.01.2014 N 60/03).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 05.07.2013 N 81 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), за нарушение требований промышленной безопасности.
Решением суда от 19.09.2013 (судья Васильева Т.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса и признания вмененного правонарушения малозначительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (судьи Тимохин О.Б., Малышева И.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что допущенное обществом правонарушение является малозначительным, так как не повлекло за собой реальных общественно опасных последствий в сфере промышленной безопасности и не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности толкуются как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ установлена обязанность по соблюдению организацией требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному закону.
В соответствии с п. 2 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 90 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.06.2003 N 4719) утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), которые устанавливают требования к проектированию, конструкции, материалам, изготовлению, монтажу, ремонту и эксплуатации трубопроводов, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) или горячую воду с температурой свыше 115 град C.
Согласно п. 1.2.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды названные правила обязательны для исполнения руководителями и специалистами, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, наладкой, ремонтом, техническим диагностированием (освидетельствованием) и эксплуатацией трубопроводов пара и горячей воды.
В соответствии с п. 6.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды руководство организации - владельца трубопровода обеспечивает содержание трубопроводов в исправном состоянии и безопасные условия их эксплуатации путем организации надлежащего обслуживания.
В этих целях владельцу необходимо: а) назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов из числа инженерно-технических работников, прошедших проверку знаний в установленном порядке; б) обеспечить инженерно-технических работников правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации трубопроводов (циркулярами, информационными письмами, инструкциями и др.); в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверение на право обслуживания трубопроводов; г) разработать и утвердить инструкцию для персонала, обслуживающего трубопроводы. Инструкция должна быть выдана под расписку обслуживающему персоналу и вывешена на рабочих местах. В цехах электростанций инструкции могут не вывешиваться; д) установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности но обслуживанию трубопроводов, вел тщательное наблюдение за порученным ему оборудованием путем осмотра, проверки исправности действия арматуры, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств; для записи результатов осмотра и проверки должен вестись сменный журнал; е) установить порядок и обеспечить периодичность проверки знания руководящими и инженерно-техническими работниками правил, норм и инструкций по технике безопасности; ж) организовать периодическую проверку знаний персоналом инструкций; з) обеспечить выполнение инженерно-техническими работниками правил, а обслуживающим персоналом - инструкций.
Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 91 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19.06.2003 N 4776) (ПБ 03-576-03) утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Согласно п. 1.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением следует, что данные правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, наладке, монтажу, ремонту, техническому диагностированию и эксплуатации сосудов, цистерн, бочек, баллонов, барокамер, работающих под избыточным давлением.
Согласно п. 1.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, данные правила распространяются, в том числе: на сосуды, работающие под давлением воды с температурой выше 115 град. С или других нетоксичных, невзрывопожароопасных жидкостей при температуре, превышающей температуру кипения при давлении 0,07 МПа (0,7 кгс/см2); сосуды, работающие под давлением пара, газа или токсичных взрывопожароопасных жидкостей свыше 0,07 МПа (0,7 кгс/см2).
В соответствии с п. 7.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, владелец обязан обеспечить содержание сосудов в исправном состоянии и безопасные условия их работы.
В этих целях необходимо: назначить приказом из числа специалистов, прошедших в установленном порядке проверку знаний Правил, ответственного за исправное состояние и безопасное действие сосудов, а также ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации сосудов, работающих поддавлением; количество ответственных лиц для осуществления производственного контроля должно определяться исходя из расчета времени, необходимого для своевременного и качественного выполнения обязанностей, возложенных на указанных лиц должностным положением. Приказом по организации могут быть назначены специалисты, ответственные за исправное состояние сосудов и ответственные за их безопасную эксплуатацию; назначить необходимое количество лиц обслуживающего персонала, обученного и имеющего удостоверения на право обслуживания сосудов, а также установить такой порядок, чтобы персонал, на который возложены обязанности по обслуживанию сосудов, вел тщательное наблюдение за порученным ему оборудованием путем его осмотра, проверки действия арматуры, КИП, предохранительных и блокировочных устройств и поддержания сосудов в исправном состоянии. Результаты осмотра и проверки должны записываться в сменный журнал; обеспечить проведение технических освидетельствований, диагностики сосудов в установленные сроки; обеспечить порядок и периодичность проверки знаний руководящими работниками и специалистами Правил; организовать периодическую проверку знаний персоналом инструкций по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов; обеспечить специалистов Правилами и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации сосудов, а персонал - инструкциями; обеспечить выполнение специалистами Правил, а обслуживающим персоналом - инструкций.
Согласно п. 7.2.6. Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, организацией должна быть разработана и утверждена в установленном порядке инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов. Инструкция должна находиться на рабочих местах и выдаваться под расписку обслуживающему персоналу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила), разработанные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, и устанавливающие порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, а также федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, и регулируют отношения в этой сфере деятельности.
Согласно п. 4 Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.
Пунктом 5 Правил установлено, что ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Правил производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля.
В силу положений п.п. "в" п. 11 Правил, работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах.
Пунктом 14 Правил установлено, что эксплуатирующие организации представляют информацию об организации производственного контроля в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а эксплуатирующие организации, подведомственные указанным в пункте 3 настоящих Правил федеральным органам исполнительной власти, - также в эти федеральные органы исполнительной власти или в их территориальные органы. Информация по планам на текущий год и по итогам прошедшего года представляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 15 Правил в числе прочего предусмотрено, что в информации об организации производственного контроля должны содержаться следующие сведения:
план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год (п.п. "а");
выполнение плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти (пп. "д");
план проведения контрольно-профилактических проверок на следующий год (пп. "к").
Судами выявлено, что общество имеет лицензию от 21.01.2009 N ВП-56-002609 (КС) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта (использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия), является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект: систему теплоснабжения (котельную), расположенный по адресу: 454036, г. Челябинск, ул. Первомайская, (Миасский), 1-а.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что управлением на основании приказа от 24.04.2013 N 438 в отношении общества проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, расположенного по адресу: 454036, г. Челябинск, ул. Первомайская, (Миасский), 1-а, которой установлено, что обществом допущены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности.
Результаты проверки отражены в акте от 17.05.2013 N А-27-438.
По факту выявления административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса, административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2013 N 81.
Рассмотрев результаты проверки и протокол, управление вынесло постановление от 05.07.2013 N 81, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб.
Суды выявили, что доказательств наличия аттестации у персонала котельной в материалы дела обществом не представлено, инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов у общества отсутствовала, план целевых проверок опасных производственных объектов общества, график целевых проверок, план мероприятий по осуществлению производственного контроля отсутствовали; основные показатели производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2012 год и за 1, 2 квартал 2013 года представлены обществом в управление во исполнение частичного устранения выявленных нарушений 08.07.2013, то есть после вынесения оспариваемого постановления, что также подтверждается сопроводительным письмом общества N 106 от 08.07.2013, на момент проведения проверки у общества отсутствовали паспорта установленной формы на трубопроводы котельной (согласно журналу регистрации трубопроводов пара и горячей воды котельной общества трубопровод peг. N 01/13 зарегистрирован лишь 23.05.2013), документы, подтверждающие регистрацию в органах Ростехнадзора трубопроводов IV категории, эксплуатируемых обществом, расположенных в пределах здания котельной, на момент проведения проверки у общества отсутствовали, сведения по расчетному сроку службы трубопроводов IV категории на момент обнаружения нарушений норм и правил промышленной безопасности и при рассмотрении административного дела управлением заявителем также не представлены. В связи с отсутствием сведений о нормативных сроках эксплуатации паропровода не установлены расчетные сроки их эксплуатации после соответствующих расчетных обоснований по согласованной с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору методике с учетом результатов анализа проектной документации и условий эксплуатации паропроводов. При этом доказательств проведения обществом технического диагностирования и определения технического состояния спорных участков паропроводов организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности, равно как и заключения о их соответствии на дату проведения проверки установленным нормативам, обществом на момент проведения проверки также не представлено.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела суды пришли к выводам о том, что факт совершения обществом вмененного административного правонарушения, вина общества в совершении вмененного административного правонарушения административным органом установлены и полностью подтверждены материалами дела.
Руководствуясь ст. 2.1 Кодекса, суды обеих инстанций обоснованно указали на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса.
Суды установили, что привлечение к административной ответственности произведено административным органом в пределах установленного законом срока, размер назначенного управлением административного штрафа соответствует размеру санкции, установленному ч. 1 ст. 9.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует признать, что суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод общества о не применении судами ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом кассационной инстанции не принимается, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений ст. 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 по делу N А76-13613/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственность "Терминал-Ч" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила), разработанные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, и устанавливающие порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими эксплуатацию опасных производственных объектов, а также федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, имеющими подведомственные опасные производственные объекты, и регулируют отношения в этой сфере деятельности.
...
По факту выявления административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса, административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2013 N 81.
Рассмотрев результаты проверки и протокол, управление вынесло постановление от 05.07.2013 N 81, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 Кодекса, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000 руб.
...
Суды установили, что привлечение к административной ответственности произведено административным органом в пределах установленного законом срока, размер назначенного управлением административного штрафа соответствует размеру санкции, установленному ч. 1 ст. 9.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 марта 2014 г. N Ф09-654/14 по делу N А76-13613/2013