Екатеринбург |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А07-7700/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Токмаковой А. Н., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская медь" (далее - ООО "Башкирская медь", общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2013 по делу N А07-7700/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ООО "Башкирская медь" - Суфияров И.М. (доверенность от 01.12.2013 N 29/14-32/2014), Гильманова Л.У. (доверенность от 01.01.2014 N 29/14-30/2014);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) - Габдуллина Р.А. (доверенность от 31.12.2013 N 03-34/044955).
ООО "Башкирская медь" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 12.12.2012 N 08-60/08826 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за 2011 г. в размере 1 195 305 руб., пени по НДПИ в размере 87 588 руб. и штрафа за несвоевременное перечисление НДПИ в размере 239 145 руб.
Решением суда от 09.08.2013 (судья Чернышова С.Л.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 (судьи Иванова Н.А., Малышева И.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Башкирская медь" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, произведенный налоговый органом расчет стоимости единицы добытого полезного ископаемого неправомерен.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки ООО "Башкирская медь" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и взносов за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 составлен акт от 09.11.2012 N 260 дсп и вынесено решение от 12.12.2012 N 08-60/08826 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неправомерное не перечисление в установленный Кодексом срок сумм НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в виде штрафа в размере 192 134 руб.; по п. 1 ст. 122 Кодекса за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, по ст. 129.3 Кодекса в виде штрафа в размере 252 175 руб.; начислении пеней в общей сумме 134 667 руб., из них по налогу на прибыль организаций в сумме 42 196 руб., по НДПИ в сумме 90 582 руб., по НДФЛ в сумме 1 889 руб.; доначислении недоимки в общей сумме 1 260 876 руб. - по НДФЛ.
Названное решение обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 23.01.2012 N 13/06 решение инспекции от 12.12.2012 N 08-60/08826 изменено: общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде штрафа в размере 239 145 руб., начислены пени в общей сумме 107 979 руб., из них: пени по налогу на прибыль организаций в сумме 42 196 руб., по НДПИ в сумме 87 588 руб., предложено уплатить недоимку по НДПИ в размере 1 195 723 руб.
Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ООО "Башкирская медь" ведет разработку открытым способом месторождения Юбилейное в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан на основании лицензии УФА 13500 ТЭ до 01.03.2026 (с целью добычи медно-колчеданных и бурожелезняковых руд на Юбилейном медно-цинково-колчеданном месторождении на участке, расположенном на территории Хайбуллинского района Республики Башкортостан).
Добытые золотосодержащие бурые железняки складируются в спецотвалы для последующей переработки с применением технологии - метод кучного выщелачивания, результатом применения которого является получение катодного золотосодержащего осадка, квалифицируемого в качестве полупродукта, содержащего драгоценные металлы.
В дальнейшем, катодный золотосодержащий осадок отправляется на переработку на аффинажный завод - ОАО "Уралэлектромедь" с получением готовой продукции, соответствующей государственным стандартам - ГОСТ 28058-89 "Золото в слитках. Технические условия", ГОСТ Р51572-2000 "Слитки золота мерные. Технические условия" (п. 1.1, 1.2 договора от 19.11.2009 N 2760-029д-2010).
Соответственно, объектом обложения НДПИ у ООО "Башкирская медь" является катодный золотосодержащий осадок.
В июле и октябре 2011 года ООО "Башкирская медь" была осуществлена добыча бурожелезняковой руды и отгрузка на установку кучного выщелачивания.
Учитывая возникновение объекта обложения НДПИ, общество представило в инспекцию налоговые декларации по НДПИ за указанные периоды. При этом, в целях исчисления НДПИ по добыче бурожелезняковой руды, стоимость добытого полезного ископаемого определена налогоплательщиком исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Инспекция, установив в ходе налоговой проверки, что в июле и октябре 2011 года ООО "Башкирская медь" производилась реализация готовой продукции, что подтверждается отчетами комиссионера по договорам комиссии N 2760-04к-11, N 2760-03к-10 за июль и октябрь 2011 года и не оспаривается заявителем, пришла к выводу о том, что в целях исчисления НДПИ за июль и октябрь 2011 года оценка стоимости добытого полезного ископаемого в силу п. 5 ст. 340 Кодекса должна быть произведена исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен реализации химически чистого металла.
В соответствии с п. 1 ст. 337 Кодекса для целей налогообложения НДПИ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
Видами добытого полезного ископаемого являются, в том числе концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений (подп. 13 п. 2 ст. 337 Кодекса).
В силу п. 1, 2 ст. 338 Кодекса налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен в 339 Кодекса.
Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема (п. 1 названной статьи).
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод(п. 2 названной статьи).
Согласно п. 4 названной статьи при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
Статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях) определено, что добычей драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. В соответствии с пунктом 7 названных Правил учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении. Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов. После проведения аффинажа учет указанных драгоценных металлов осуществляется по результатам аффинажа.
С учетом приведенных норм, суды согласились с выводами налогового органа о том, что при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений установлен особый порядок ведения учета количества добытого полезного ископаемого. Действующими нормативными актами ведение учета количества концентрата и иных полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, иным способом не предусмотрено.
Из совокупности определения понятия добычи драгоценных металлов, данного Федеральным законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях, и классификации этого вида деятельности в ОК 029-2001 следует, что получение недропользователем золотосодержащих концентратов (полупродуктов) из добытых им золотосодержащих руд рассматривается как неотъемлемая часть указанного процесса добычи.
Согласно п. 5 ст. 340 Кодекса оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.
С учетом изложенного является правомерным вывод судов о том, что налогоплательщик обязан был определить стоимость добытых полезных ископаемых - катодных осадков, исходя из положений п. 5 ст. 340 Кодекса, а именно из сложившихся у налогоплательщика цен реализации драгоценных металлов.
Инспекцией оценка стоимости добытых драгоценных металлов произведена исходя из цены реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенная на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
Приведенный налоговым органом расчет оценки стоимости добытых драгоценных металлов проверен судом и признан правомерным.
На основании изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении требований ООО "Башкирская медь".
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, указанные доводы были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.08.2013 по делу N А07-7700/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирская медь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Башкирская медь" из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2013 N 5912.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
А.Н.Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 5 ст. 340 Кодекса оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.
С учетом изложенного является правомерным вывод судов о том, что налогоплательщик обязан был определить стоимость добытых полезных ископаемых - катодных осадков, исходя из положений п. 5 ст. 340 Кодекса, а именно из сложившихся у налогоплательщика цен реализации драгоценных металлов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 марта 2014 г. N Ф09-496/14 по делу N А07-7700/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-496/14
07.11.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10289/13
09.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7700/13
07.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7700/13