Екатеринбург |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А76-7698/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Кравцовой Е. А., Лимонова И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 по делу N А76-7698/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Коновалова Т.В. (доверенность от 09.01.2014 N 05-10/000004).
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Муниципальному автономному учреждению "Комбинат продовольствия и социального питания" в лице председателя ликвидационной комиссии Черкасовой Софьи Семеновны (далее - заинтересованное лицо, учреждение, МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания") о взыскании задолженности по налогам в сумме 288 000 руб. 88 коп. за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Решением суда от 19.09.2013 (судья Котляров Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, при нахождении учреждения в стадии ликвидации налоговый орган утрачивает право принудительного взыскания налога с ликвидируемой организации в соответствии со ст. 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взыскания задолженности определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи с чем вывод судов о пропуске шестимесячного срока является необоснованным.
Инспекция считает, что в случае отказа ликвидационной комиссией в признании заявленной суммы налогов и пеней либо уклонения от рассмотрения предъявленного требования, налоговый орган не утрачивает права обратиться в суд за взысканием этой суммы до завершения ликвидации организации.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 28.04.2011 Администрацией г. Челябинска вынесено распоряжение N 2538-к о ликвидации МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", создании ликвидационной комиссии, назначении председателем ликвидационной комиссии - Черкасовой Софьи Семеновны.
Управлением по делам образования г. Челябинска, как учредителем МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", 04.05.2011 принят приказ о ликвидации юридического лица.
Учреждением 05.11.2011 в инспекцию был представлен пакет документов (вх. N 2899, 2900), в том числе: приказ о ликвидации, принятый учредителем МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", уведомление формы Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица, уведомление формы Р15002 о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
В связи с наличием у МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" задолженности перед бюджетом налоговым органом 06.05.2011 выставлено требование N 11-22/014695 о погашении кредиторской задолженности по налогам, сборам, взносам в сумме 285 988 руб. 74 коп. (требование направлено председателю ликвидационной комиссии учреждения Черкасовой С.С. по почте заказным письмом 13.05.2011).
В Единый государственный реестр юридических лиц 13.05.2011 внесены записи:
- о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем (участником) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации.
- о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
В "Вестнике государственной регистрации" 22.06.2011 было опубликовано сообщение о ликвидации МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания", порядке и сроке заявления требований кредиторами. Указанной публикацией для приема требований кредиторов установлен двухмесячный срок.
Инспекцией по результатам камеральной проверки учреждения составлен акт от 05.05.2011 N 1571/15 и принято решение от 16.06.2011 N 583/15 о привлечении к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в установленный срок в виде штрафа в размере 79 027 руб. 50 коп.
Выставленное в адрес МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" требование от 20.07.2011 N 5724 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в сумме 79 027 руб. 50 коп. направлено председателю ликвидационной комиссии учреждения Черкасовой С.С. по почте заказным письмом 27.07.2011.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки учреждения составлен акт от 20.05.2011 N 121-1631/15 и принято решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.06.2011 N 121-188/15, в соответствии с которым налогоплательщику предложено уплатить задолженность в сумме 2 329 689 руб., пени в сумме 134 920 руб. 16 коп.
Выставленное в адрес учреждения требование от 28.07.2011 N 5812 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в сумме 134 920 руб. 16 коп. направлено председателю ликвидационной комиссии МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" Черкасовой С.С. по почте заказным письмом 08.08.2011.
Поскольку, требования налогового органа об уплате задолженности по налогам и сборам МАУ "Комбинат продовольствия и социального питания" не исполнены, налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что инспекцией пропущен шестимесячный срок для взыскания задолженности по налогам и сборам.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку требования инспекции, как кредитора, ликвидационной комиссией были рассмотрены, спорная сумма задолженности включена в промежуточный ликвидационный баланс, а также учитывая порядок очередности удовлетворения требований кредиторов, установленных ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований налогового органа.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует, что процедура ликвидации и порядок удовлетворения требований кредиторов предусматривают обращение кредитора в установленный срок с требованием к ликвидационной комиссии (ликвидатору) ликвидируемого юридического лица, а при отказе в удовлетворении требования - оспаривание такого отказа в суд; иного порядка и очередности удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации указанные нормы не предусматривают.
Суд установив, что взыскиваемая налоговым органом сумма задолженности по обязательным платежам учреждением не оспаривается, в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации была рассмотрена и включена ликвидационной комиссией учреждения в список требований кредиторов МАУ "Комбинат продовольственного и социального питания" в порядке очередности, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа в рамках рассматриваемого дела.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов, сделанных судом, а также имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2013 по делу N А76-7698/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
Е.А.Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
...
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии (п. 4 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Суд установив, что взыскиваемая налоговым органом сумма задолженности по обязательным платежам учреждением не оспаривается, в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации была рассмотрена и включена ликвидационной комиссией учреждения в список требований кредиторов МАУ "Комбинат продовольственного и социального питания" в порядке очередности, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований налогового органа в рамках рассматриваемого дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2014 г. N Ф09-862/14 по делу N А76-7698/2013