Екатеринбург |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А50-8305/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Территориальное управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2013 по делу N А50-8305/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ОГРН 1035900082206, ИНН 5902817382; далее - общество "Новая городская инфраструктура Прикамья") - Егорова Е.А. (доверенность от 14.05.2013 серии 59АА N 1026482).
Закрытое акционерное общество "Алендвик" (ОГРН 1025901225943, ИНН 5905073205; далее - общество "Алендвик") обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Пермского территориального отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра) от 22.12.2009 N 5901/09-10252, признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по государственному кадастровому учету объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 незаконными, возложении на кадастровую палату обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в полном объеме путем исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Набережная, д. 4, поставленном на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 59:01:0000000657 и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:7.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Новая городская инфраструктура Прикамья", Территориальное управление Росимущества.
Решением суда от 03.10.2013 (судья Ремянникова И.Е.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Управления Росреестра от 22.12.2009 N 5901/09-10252. Признаны незаконными действия кадастровой палаты по государственному кадастровому учету объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657. Суд также обязал восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:7 площадью 56622,97 кв. м, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Набережная, д. 4.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Никольская Е.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы полагает, что суды необоснованно отклонили его доводы о том, что общество "Алендвик" в данном случае не является заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы нарушены, поскольку самовольно реконструировало объект недвижимости - картофелехранилище. По мнению заявителя жалобы, судами также не учтено, что на момент подготовки межевого плана земельного участка "отсеченная" часть здания фактически отсутствовала, была возведена только после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, что подтверждается экспертным заключением по делу N А50-6537/2012. Территориальное управление Росимущества полагает, что внесенные кадастровой палатой сведения при учете земельного участка и содержание Государственного кадастра недвижимости не влияют на права общества "Алендвик" и могут быть изменены при представлении соответствующих сведений. Кроме того, заявитель жалобы считает, что в случае, если земельный участок имеет статус "учтенный" его характеристики не соответствуют требованиям к формированию земельных участков под объект недвижимости, данное обстоятельство не лишает заинтересованное лицо обеспечить формирование и кадастровый учет дополнительного земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости с (либо без) последующим объединением их в один участок. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, обществом "Алендвик" избран ненадлежащий способ защиты.
В представленном отзыве общество "Алендвик" возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу Территориального управления Росимущества - без удовлетворения.
Управление Росреестра в своем отзыве доводы кассационной жалобы поддерживает, просит обжалуемые судебные акты отменить.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Алендвик" является собственником 1-этажного здания картофелехранилища емкостью 2000 тонн с хранением в контейнерах с антресольным этажом общей площадью 1703,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Набережная, д. 4.
Общество "Алендвик" обращалось в Территориальное управление Росимущества для решения вопроса о формировании земельного участка, необходимого для использования картофелехранилища.
Территориальным управлением Росимущества 25.10.2010 издано распоряжение N 1165-р "О формировании земельных участков, находящихся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, д. 4".
Согласно п. 1 названного распоряжения путем раздела единого землепользования с кадастровым номером 59:01:0000000:7 площадью 56622,97 кв. м сформированы земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 59:01:000000:657 площадью 52227,0 кв. м, находящийся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, д. 4, под промышленную территорию, и единое землепользование с кадастровым номером 59:01:0000000:7 площадью 54395,97 кв. м, находящееся по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Набережная, д. 4, под промышленную территорию.
Кадастровый номер вновь образованного единого землепользования идентичен первоначальному номеру.
Распоряжение содержит адресованное обществу "Новая городская инфраструктура Прикамья" указание поставить вновь образованные участки на кадастровый учет.
Согласно письму Территориального управления Росимущества от 02.11.2010 N 01-16-15708/05 участок с кадастровым номером 59:01:000000:657 сформирован под имущество, принадлежащее обществу "Алендвик" на праве собственности.
Общество "Алендвик" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании распоряжения Территориального управления Росимущества от 25.10.2010 N 1165-р недействительным (дело N А50-26633/2010).
Согласно пояснениям общества "Алендвик", 02.02.2011 в ходе судебного заседания по делу N А50-26633/2010 ему стало известно о постановке земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 на учет почти за год до издания Территориальным управлением Росимущества оспариваемого распоряжения от 25.10.2010 N 1165-р.
22.12.2009 на основании заявления кадастрового инженера о государственном кадастровом учете объекта недвижимости от 23.11.2009 N 5901/101/09-5350 и представленного межевого плана от 28.09.2009 принято решение N 5901/09-10252 о государственном кадастровом учете объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:0007, при этом исходный земельный участок сохранен в измененных границах.
В указанном межевом плане сведения о наличии здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:0000000:657, отсутствуют.
Полагая, что названное решение от 22.12.2009 N 5901/09-10252, а также действия по государственному кадастровому учету объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657, являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, общество "Алендвик" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 2 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу подп. 10 п. 63 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестр вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
С учетом названных норм суды сделали правильный вывод о том, что в документах, подаваемых на государственную регистрацию земельного участка, должны содержаться сведения о расположенных на указанном земельном участке объектах недвижимости, кадастровый учет земельных участков не может быть произведен на основании документов, не соответствующих требованиям закона.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:657 определены без учета фактического расположения принадлежащего обществу "Алендвик" на праве собственности объекта недвижимости (без учета проведенной реконструкции). Площадь застройки, указанная в акте ввода объекта в эксплуатацию от 27.12.1984 составляет 2390 кв. м, то есть больше чем площадь сформированного земельного участка, границы земельного участка "отсекают" от здания картофелехранилища часть строения. Данное обстоятельство подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты и заключением открытого акционерного общества "Пермарбюро" от 26.09.2013.
Судами также установлено, что доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку с кадастровым номером 59:01:0000000:657 не обеспечен, в том числе, установлением сервитута.
Согласно п. 63 Требований к подготовке межевого плана (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412) в случае, если исходный (измененный) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности или земельный участок образуется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо смежный земельный участок, посредством которого обеспечивается доступ к землям (земельным участкам) общего пользования, находится в государственной или муниципальной собственности, сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования в межевой план вносятся на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утвержденных в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, проектов границ земельных участков, актов об установлении сервитутов и т.п.); копии таких документов, заверенные кадастровым инженером, включаются в Приложение.
Если ограничение (обременение) права установлено или устанавливается в отношении всего земельного участка (в том числе в связи с обеспечением доступа к земельным участкам или землям общего пользования), сведения о содержании указанного ограничения (обременения) права приводятся в строке "Иные сведения" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях", реквизита "1" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях", реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" (п. 66 названных Требований).
Оценив представленный в дело межевой план земельного участка от 28.09.2009, суды пришли к выводу о том, что требования п. 63, 66 Требований к подготовке межевого плана не были соблюдены. В частности, судами установлено, что раздел "Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым или измененным земельным участкам" межевого плана от 28.09.2009 (23.11.2009) (лист N 10) содержит информацию о том, что доступ к образуемому участку обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером 59:01:0000000:7. Между тем необходимых административных актов, предусмотренных п. 63 Требований, не издавалось, копии актов в межевом плане отсутствуют, земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:7 правом прохода, проезда (доступа) к земельному участку с кадастровым номером 59:01:0000000:657 не обременен (не ограничен).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для проведения кадастрового учета спорного земельного участка, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования о признании оспариваемого решения от 22.12.2009 N 5901/09-10252 и последующих действий по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 59:01:000000:657 незаконными.
Доводы Территориального управления Росимущества о том, что общество "Алендвик" в данном случае не является заинтересованным лицом, основаны на неправильном толковании ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции также отклоняются, поскольку они были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2013 по делу N А50-8305/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 2 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу подп. 10 п. 63 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестр вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2014 г. N Ф09-1367/14 по делу N А50-8305/2011