Екатеринбург |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А60-34623/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2013 по делу N А60-34623/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество "ВГОК") - Марьялке В.В. (доверенность от 24.10.2013 N 42).
До начала судебного заседания от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "ВГОК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Кушва, промышленный район ДОФ-3, участок N 2, равной его рыночной стоимости в размере 5 670 000 руб. по состоянию на 01.01.2010.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кушвинского городского округа, Министерство.
Решением суда от 07.11.2013 (судья Подгорнова Г.Н.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Кушва, промышленный район ДОФ-3, участок N 2, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 5 670 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 (судьи Никольская Е.О., Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Министерство считает, что у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка нарушений действующего законодательства не допущено, государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, соответствует методическим указаниям.
В отзыве на кассационную жалобу, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, общество "ВГОК" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "ВГОК" на основании договора аренды от 25.05.2005 N 61 с учетом дополнительного соглашения к нему от 03.04.2006 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90 площадью 25 300,7 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Кушва, промышленный район ДОФ-3, участок N 2.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 07.10.2011, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90 составляет 6 733 275 руб. 29 коп.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2010, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Согласно отчету об оценке от 25.03.2013 N 23-01/13/1, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90 по состоянию на 01.01.2010 составляет 5 670 000 руб.
Из представленного истцом экспертного заключения от 21.06.2013 N 689/2013-1, выполненного Экспертным советом Всероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", следует, что отчет об оценке общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 25.03.2013 N 23-01/13/1 соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки.
Общество "ВГОК", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом о рыночной стоимости земельного участка по состоянию, на которую была установлена кадастровая стоимость - 01.01.2010, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В обоснование действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90 и несоответствии его кадастровой стоимости рыночной, обществом "ВГОК" представлены отчет об оценке от 25.03.2013 N 23-01/13/1, составленный обществом с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" и экспертное заключение Экспертного совета Всероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 21.06.2013 N 689/2013-1 о соответствии указанного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Принимая во внимание указанный отчет оценщика и положительное экспертное заключение, судами установлено, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:53:0301001:90 превышает его рыночную стоимость.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2010 определена неверно, а также доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности ответчиками не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертиз не заявлялось.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" от 25.03.2013 N 23-01/13/1.
Довод Министерства об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка не допущено нарушений действующего законодательства, государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, соответствует действующему законодательству, отклоняется как противоречащий правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, так как сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении не являются предметом оспаривания в случае определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.11.2013 по делу N А60-34623/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
Довод Министерства об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка не допущено нарушений действующего законодательства, государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, соответствует действующему законодательству, отклоняется как противоречащий правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, так как сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении не являются предметом оспаривания в случае определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2014 г. N Ф09-1201/14 по делу N А60-34623/2013