Екатеринбург |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А60-31954/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование, административный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2013 по делу N А60-31954/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
административного органа - Кобелев А.А. (доверенность от 20.12.2013 N 52);
общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленное предприятие "Вымпел" (далее - общество) - Бузинов А.Г. (доверенность от 12.09.2011 N 66 АА 0850046).
Административный орган обратился в арбитражный суд Свердловской области с заявлением об аннулировании лицензии от 14.04.2011 N А 617656, выданной обществу на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
Решением суда от 10.10.2013 (судья Хомякова С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 (судьи Осипова С.П., Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на обязанность общества осуществлять деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции в строгом соответствии с установленным порядком, предусмотренным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), допустило сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использование этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что, по мнению Росалкогольрегулирования, является основанием для аннулирования лицензии.
Кроме того, административный орган указывает на то, что п. 3 ст. 20 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ содержит императивный порядок аннулирования лицензии, который не предоставляет суду право при рассмотрении таких дел возможность судебного усмотрения.
В представленном отзыве общество возражает против доводов заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными, и указывает, что фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Проверив законность вынесенных по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии от 14.04.2011 N А 617656, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по Свердловской области сроком действия до 04.04.2016.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено нарушение п. 1 ст. 26 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, выразившееся в предоставлении декларации об объемах закупки алкогольной продукции за 3-й квартал 2011 г., 2-ой квартал 2012 г. с искаженными данными. При анализе деклараций об объемах закупки за 3-й квартал 2011 г. на бумажном носителе с данными декларации об объемах закупки за указанный период в электронном виде административным органом выявлено несоответствие объемов закупки алкогольной продукции по ТТН N 12255 от 16.08.2011 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия Росалкогольрегулированием решения от 26.07.2013 года N 10/123-опт о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, выданной обществу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из отсутствия достаточных оснований для аннулирования спорной лицензии.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок предоставления деклараций и их формы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции".
Абзацем 13 п. 1 ст. 26 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда по заявлению лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является, в том числе повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 20 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, вместе с тем представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в тех случаях, когда это вызывается необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 615-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При этом в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является мерой государственного принуждения.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив и исследовав в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды установили факт сообщения обществом недостоверных сведений в декларациях за 3 - й квартал 2011 г., 4 - й квартал 2012 г. и с учетом соразмерности ответственности пришли к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для аннулирования лицензии, выданной обществу.
При этом судами верно принято во внимание, что допущенные обществом нарушения заполнения спорных деклараций носят устранимый характер.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения умышленного искажения данных, которые ведут к занижению налоговых отчислений, а также возможность осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции. Допущенные обществом ошибки при заполнении деклараций в отношении сведений, которые должны фиксироваться в этих декларациях, носили технический характер и не могли повлечь и не повлекли (иного в материалы дела административным органом не представлено) каких-либо существенных нарушений при учете приобретенной и реализованной обществом алкогольной продукции.
Поскольку аннулирование спорной лицензии является в данном конкретном случае мерой несоразмерной допущенному нарушению, суды обоснованно отказали Росалкогольрегулированию в удовлетворении заявленных требований
Фактические обстоятельства судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на толковании абз. 3-21, п. 3 ст. 20 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ без учета совокупности норм права и позиции высших судов о спорных правоотношениях.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2013 по делу N А60-31954/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, Постановлениях от 21.11.2002 N 615-П, от 30.07.2001 N 13-П, Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.99 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При этом в силу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации аннулирование лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как лишает его возможности заниматься определенным видом деятельности, и такая мера должна носить исключительный характер, отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, соразмерной допущенным нарушениям, следовательно, является мерой государственного принуждения.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на толковании абз. 3-21, п. 3 ст. 20 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ без учета совокупности норм права и позиции высших судов о спорных правоотношениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 марта 2014 г. N Ф09-1290/14 по делу N А60-31954/2013