Екатеринбург |
|
31 марта 2014 г. |
Дело N А07-2736/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган; ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2013 по делу N А07-2736/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по указанному делу.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Баргизова Л.И. (доверенность от 11.04.2013 N 40);
Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - Нургалиев Э.Р. (доверенность от 26.12.2013 N 354).
Государственные бюджетные учреждения Республики Башкортостан "Авзянское лесничество", "Альшеевское лесничество", "Аскинское лесничество", "Белебеевское лесничество", "Белокатайское лесничество", "Бирское лесничество", "Бурзянское лесничество", "Гафурийское лесничество", "Дуванское лесничество", "Иглинское лесничество", "Дюртюлинское лесничество", "Зианчуринское лесничество", "Зилаирское лесничество", "Инзерское лесничество", "Иглинское лесничество", "Кананикольское лесничество", "Караидельское лесничество", "Кугарчинское лесничество", "Макаровское лесничество", "Нуримановское лесничество", "Салаватское лесничество", "Стерлитамакское лесничество", "Тирлянское лесничество", "Туймазинское лесничество", "Янаульское лесничество" обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к управлению о признании недействительными решения по делу от 03.12.2012 N А-182/11-12 и предписаний от 03.12.2012 N 219-А-182/11-12, 220-А- 182/11-2, 222-А-182/11-12, 227-А-182/11-12, 231-А-182/11-12, 232-А-182/11- 12, 238-А-182/11-12, 243-А-182/11-12, 245-А-182/11-12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Решением суда от 10.09.2013 (судья Хафизова С.Я.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решение по делу N А-182/11-12 от 03.12.2012 в части, касающейся государственных бюджетных учреждений Республики Башкортостан "Авзянское лесничество", "Альшеевское лесничество", "Белебеевское лесничество", "Бирское лесничество", "Дуванское лесничество", "Иглинское лесничество", "Инзерское лесничество", "Караидельское лесничество", "Кугарчинкое лесничество", "Нуримановское лесничество", "Салаватское лесничество", "Учалинское лесничество" "Янаульское лесничество" и, соответственно, признал недействительными предписания от 03.12.2012 N 219-А-182/11-12, 220-А-182/11-12, 222-А-182/11-12, 227-А-182/11-12, 231-А-182/11-12, 232-А-182/11-12, 238-А-182/11-12, 243-А-182/11-12, 245-А-182/11-12. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании материалов дела судами установлено, что управлением возбуждено дело N А-182/11-12 по признакам нарушения, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и выразившегося в заключении устных соглашений между перечисленными выше государственными бюджетными учреждениями - лесничествами Республики Башкортостан по установлению или поддержанию цен на услуги, оказываемые лесничествами юридическим и физическим лицам на платной основе.
По итогам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение от 03.12.2012, которым Государственные бюджетные учреждения Республики Башкортостан "Авзянское лесничество", "Альшеевское лесничество", "Аскинское лесничество", "Белебеевское лесничество", "Белокатайское лесничество", "Бирское лесничество", "Бурзянское лесничество", "Гафурийское лесничество", "Дуванское лесничество", "Иглинское лесничество", "Дюртюлинское лесничество", "Зианчуринское лесничество", "Зилаирское лесничество", "Инзерское лесничество", "Иглинское лесничество", "Кананикольское лесничество", "Караидельское лесничество", "Кугарчинское лесничество", "Макаровское лесничество", "Нуримановское лесничество", "Салаватское лесничество", "Стерлитамакское лесничество", "Тирлянское лесничество", "Туймазинское лесничество", "Янаульское лесничество" признаны нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ путем заключения устных соглашений, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен на услуги, оказываемые государственными бюджетными учреждениями - лесничествами Республики Башкортостан юридическим и физическим лицам на платной основе (акт выбора участка лесного фонда, акт натурного технического обследования участка лесного фонда, оформление договора купли-продажи лесных насаждений для организаций (юридических лиц), оформление договора купли-продажи лесных насаждений для граждан).
На основании указанного решения антимонопольным органом 03.12.2012 в адрес лесничеств выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Считая, что указанные ненормативные акты управления нарушают их права и законные интересы, лесничества обратились с заявлениями в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности таких ненормативных актов.
Вывод судов является правильным.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласованными действиями согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 135-ФЗ являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; 2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" дано разъяснение, согласно которому при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (ст. 8 Закона), арбитражным судам следует учитывать, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
Таким образом, для вывода о наличии между участниками согласованных действий значение имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.
Согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.
Согласованные действия, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагают скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.
Таким образом, согласованные действия являются моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, нанося ущерб потребителям.
Для целей квалификации действий хозяйствующих субъектов как совершенных с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ установлению подлежат обстоятельства, свидетельствующие об участии этих субъектов на едином товарном рынке, совершении ими согласованных (относительно синхронных и единообразных) действий, об отсутствии объективных причин такой согласованности, а также о наступлении или возможном наступлении последствий в виде установления или поддержания цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия в области лесных отношений в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с п. 1, 3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 20.11.2007 N 486-з "О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан" органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляют, в том числе, разработку и утверждение лесных планов Республики Башкортостан, лесохозяйственных регламентов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и аренды лесных участков, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов. В целях обеспечения реализации в Республике Башкортостан отдельных полномочий в области лесных отношений, государственного лесного контроля и надзора, государственного управления лесами, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.09.2008 N 319 в Республике Башкортостан созданы Государственные бюджетные учреждения - лесничества Республики Башкортостан, определен Перечень государственных бюджетных учреждений Республики Башкортостан, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, который предусматривает, в том числе, место расположения учреждения, наименования муниципальных образований Республики Башкортостан, на территории которых располагаются государственный учреждения (лесничества), наименование участковых лесничеств, местонахождение участков лесного фонда, включаемых в границы создаваемых лесничеств, по материалам лесоустройства, с учетом наименования лесхоза и наименования лесничества. В соответствии с данным Перечнем тридцать одно государственное бюджетное учреждение - лесничество Республики Башкортостан созданы по территориальному принципу с учетом административно-территориального деления Республики Башкортостан.
При этом согласно уставам лесничеств эти учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, предметом деятельности которых является обеспечение реализации лесохозяйственного регламента; они вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основным видом деятельности, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в Уставе в том числе, услуги по подготовке и оформлению установленной документации по лесопользованию.
В соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 19.11.2008 N 153 утверждены Методические рекомендации по формированию цен на производимые товары, выполняемые работы и услуги, оказываемые организациями, находящимися в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, на платной основе.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, в том числе, расчеты, калькуляции, расчетно-технологические карты, на основании которых сформированы цены на оказание услуг на платной основе, разработанные согласно указанным Методическим рекомендациям, суды сделали обоснованный вывод о том, что лесничества Республики Башкортостан не являются конкурирующими хозяйственными субъектами в смысле, придаваемом им п. 4, 5 ст. 3 Закона N 135-ФЗ, и указали на то, что цены, установленные лесничествами Республики Башкортостан, сформированы на основании единых требований, установленных Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, экономически обоснованы.
Доказательств о наличии соглашений лесничеств Республики Башкортостан, выразившихся в устной договоренности по установлению одинаковых цен на оказание перечисленных услуг на платной основе, которые привели бы к установлению и поддержанию цен на услуги, оказываемые государственными бюджетными учреждениями - лесничествами Республики Башкортостан, Управлением не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным, суды правильно признали незаконными оспариваемые решение и предписания управления.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2013 по делу N А07-2736/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с п. 1, 3 ч. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 20.11.2007 N 486-з "О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан" органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляют, в том числе, разработку и утверждение лесных планов Республики Башкортостан, лесохозяйственных регламентов; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений и аренды лесных участков, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов. В целях обеспечения реализации в Республике Башкортостан отдельных полномочий в области лесных отношений, государственного лесного контроля и надзора, государственного управления лесами, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.09.2008 N 319 в Республике Башкортостан созданы Государственные бюджетные учреждения - лесничества Республики Башкортостан, определен Перечень государственных бюджетных учреждений Республики Башкортостан, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, который предусматривает, в том числе, место расположения учреждения, наименования муниципальных образований Республики Башкортостан, на территории которых располагаются государственный учреждения (лесничества), наименование участковых лесничеств, местонахождение участков лесного фонда, включаемых в границы создаваемых лесничеств, по материалам лесоустройства, с учетом наименования лесхоза и наименования лесничества. В соответствии с данным Перечнем тридцать одно государственное бюджетное учреждение - лесничество Республики Башкортостан созданы по территориальному принципу с учетом административно-территориального деления Республики Башкортостан.
...
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, в том числе, расчеты, калькуляции, расчетно-технологические карты, на основании которых сформированы цены на оказание услуг на платной основе, разработанные согласно указанным Методическим рекомендациям, суды сделали обоснованный вывод о том, что лесничества Республики Башкортостан не являются конкурирующими хозяйственными субъектами в смысле, придаваемом им п. 4, 5 ст. 3 Закона N 135-ФЗ, и указали на то, что цены, установленные лесничествами Республики Башкортостан, сформированы на основании единых требований, установленных Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан, экономически обоснованы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2014 г. N Ф09-1212/14 по делу N А07-2736/2013