Екатеринбург |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А47-5286/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2013 по делу N А47-5286/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Волна" - Ермолова Е.П. (доверенность от 01.02.2014).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Волна" (далее - общество "Волна") с исковым заявлением о расторжении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 29.12.2009 N 529-09, от 18.01.2010 N 1-10, от 18.01.2010 N 2-10 и договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 25.01.2010 N 8-10.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2013 (судья Бабина О.Е.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 (судьи Карпачева М.И., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение ст. 13, 33.5 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Заявитель полагает, что у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований на том основании, что направленные в адрес общества "Волна" письма носят формальный характер и фактически не предоставляют ответчику возможности исполнить условия договоров по освоению квот, выделенных в 2011-2012 годах. По мнению Министерства, вылов рыбы в 2011 году и 2012 году с объемами выполнения квот ниже предусмотренного условиями договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 25.01.2010 N 8-10 является безусловным основанием для расторжения договоров, указанных в исковом заявлении.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Волна" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании решения конкурсной комиссии от 22.12.2009 N 4 и в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264, между Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство) и рыбохозяйственным производственным кооперативом "Рыболовецкий колхоз "Волна" были заключены договоры о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 29.12.2009 N 529-09, от 18.01.2010 N 1-10 и от 18.01.2010 N 2-10 (далее - договоры).
Согласно данным договорам ответчику предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловых участках:
- Таналык-Суундукский плес Ириклинского водохранилища, площадью 2000 га (договор от 29.12.2009 N 529-09);
- Чапаевский плес Ириклинского водохранилища, площадью 1870 га (договор от 18.01.2010 N 1-10);
- Орловский плес Ириклинского водохранилища, площадью 700 га (договор от 18.01.2010 N 2-10) в границах, установленных перечнем рыбопромысловых участков Оренбургской области, утвержденными постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2008 N 253-п "Об утверждении перечня рыбопромысловых участков Оренбургской области" (постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2011 N 801-п настоящее постановление признано утратившим силу).
Кроме того, на основании вышеназванных договоров и для реализации права на промышленное рыболовство, между Министерством и рыбохозяйственным производственным кооперативом "Рыболовецкий колхоз "Волна" был заключен договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 25.01.2010 N 8-10 (далее - договор о закреплении квот), сроком на 10 лет.
В соответствии с вышеназванным договором о закреплении квот, Министерство предоставляет, а ответчик приобретает право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в соответствии с долей квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в размере 62% (шестьдесят два процента) общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного Федеральным агентством по рыболовству, для осуществления промышленного рыболовства на рыбопромысловых участках Таналык-Суундукский плес, Орловский плес и Чапаевский плес Ириклинского водохранилища, расположенных на территории Гайского, Кваркенского и Новоорского районов Оренбургской области и предоставленных юридическому лицу в соответствии с договорами о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 29.12.2009 N 529-09, от 18.01.2010 N 1-10, от 18.01.2010 N 2-10.
При этом промышленные квоты распределяются ответчику на каждый календарный год по соответствующему виду водных биологических ресурсов и району добычи (вылова) водных биологических ресурсов исходя из утвержденных в установленном порядке на этот год соответствующих видов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и доли, закрепленной за юридическим лицом в соответствии с договором (п. 2 договора о закреплении квот).
Согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от 02.12.2010 N 993 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2011 год" квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства на Ириклинском водохранилище Оренбургской области составили по видам: сазан - 1,92 тонны; лещ - 17,8 тонны; судак - 19,71 тонны; щука - 1,92 тонны; раки - 2,95 тонны. Всего: 44,3 тонны.
Рыбохозяйственному производственному кооперативу "Рыболовецкий колхоз "Волна" в соответствии с договором от 25.01.2010 N 8-10 выделена доля квоты в 62% на три рыбопромысловых участка Ириклинского водохранилища, что составило по видам: сазан - 1,184 тонны; лещ - 11,034 тонны; судак - 12,217 тонны; щука - 1,185 тонны; раки - 1,83 тонны.
В соответствии с письмом Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского теруправления Росрыболовства от 20.02.2013 N 0447/1 добыча (вылов) водных биологических ресурсов рыболовецким производственным кооперативом "Рыболовецкий колхоз "Волна" в 2011 году составила по видам:
- сазан - 0,052 тонны;
- лещ - 3,913 тонны;
- судак - 11,809 тонны;
- щука - 0,01 тонны;
- раки - 0,0 тонны.
Соответственно процент освоения по видам в 2011 году составил: сазан - 4,39%, лещ - 35,46%, судак - 96,66%, щука - 0,84%, раки - 0%.
Согласно приказу Федерального агентства по рыболовству от 28.11.2011 N 1172 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2012 год" квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства на Ириклинском водохранилище Оренбургской области составили по видам: сазан - 3,9 тонны; лещ - 2,8 тонны; судак - 0,9 тонны; щука - 11,7 тонны; сом пресноводный - 1,0 тонна; раки - 4,9 тонны.
В 2012 году рыбохозяйственному производственному кооперативу "Рыболовецкий колхоз "Волна" в соответствии с договором от 25.01.2010 N 8-10 выделена доля квоты в 62% на три рыбопромысловых участка Ириклинского водохранилища, что составило по видам: сазан - 2,39 тонны; лещ - 12,15 тонны; судак - 14,17 тонны; щука - 1,21 тонны; сом пресноводный - 0,59 тонны; раки - 1,80 тонны.
В соответствии с письмом Отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Оренбургской области Средневолжского теруправления Росрыболовства от 20.02.2013 N 0447/1 добыча (вылов) водных биологических ресурсов рыболовецким производственным кооперативом "Рыболовецкий колхоз "Волна" в 2012 году составила по видам:
- сазан - 0,014 тонны;
- лещ - 4,447 тонны;
- судак - 8,857 тонны;
- щука - 0,035 тонны;
- сом пресноводный - 0,0 тонны;
- раки - 0,0 тонны.
Соответственно процент освоения по видам: сазан - 0,59%, лещ - 36,6%, судак - 62,5%, щука - 2,8%, сом пресноводный - 0% раки - 0%.
Таким образом, по шести видам водных биологических ресурсов процент освоения квот ответчиком в 2012 году составил - 17,08%.
Данные по объемам выполнения квот также подтверждены письмом рыболовецкого производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз "Волна" от 27.03.2013 N 43.
В связи перераспределением полномочий между органами исполнительной власти Оренбургской области, Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области дополнительными соглашениями:
- от 15.04.2011 N 18/1 1-ДС к договору о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 25.01.2010 года N 8-10;
- от 15.04.2011 N 17/1 1-ДС к договору о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 29.12.2009 N 529-09;
- от 15.04.2011 N 15/1 1-ДС к договору о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 18.01.2010 N 2-10;
- от 15.04.2011 N 16/11-ДС к договору о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства от 18.10.2010 N 1-10 приняло на себя все обязательства Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, возникшие из спорных договоров.
До начала судебного разбирательства рыбохозяйственный производственный кооператив "Рыболовецкий колхоз "Волна" преобразовано в общество с ограниченной ответственностью "Волна", о чем к договорам составлены дополнительные соглашения: от 15.05.2013 N 26/13-ДС; от 15.05.2013 N 24/13-ДС; от 15.05.2013 N 22/13-ДС; от 15.05.2013 N 23/13-ДС.
Поскольку в 2011 году и в 2012 году общество "Волна" не освоило выделенные доли квоты Министерство направило в адрес ответчика письма от 05.03.2013 исх. N 551 и N 552 о необходимости исполнения условий договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства от 29.12.2009 N 529-09, от 18.01.2010 N 1-10, от 18.01.2010 N 2-10 и договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов от 25.01.2010 N 8-10.
Письмом от 05.04.2013 N 1008 Министерство в адрес ответчика направило предложение расторгнуть договоры путем заключения соглашения о расторжении, а также проекты соглашений о расторжении спорных договоров.
Соглашения о расторжении договоров ответчиком не подписаны и возвращены в адрес истца.
Ссылаясь на нарушение обществом "Волна" условий спорных договоров, Министерство обратилось в суд с исковым заявлением о расторжении договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на основании ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 13, 33.1, 33.3, 33.4 и 33.5 Закона о рыболовстве.
Суды отказали в удовлетворении исковых требований на том основании, что у общества отсутствовала реальная возможность исполнить требования Министерства, изложенные в названных выше письмах, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освоение выделенных на определенный год квот в последующие периоды.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими действующему законодательству и установленным обстоятельствам спора.
В соответствии со ст. 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и договором. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон при существенном его нарушении другой стороной и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором, либо в связи с существенным изменением обстоятельств.
Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона о рыболовстве право на добычу (вылов) водных биоресурсов прекращается органом государственной власти, осуществляющим свои полномочия в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случае, если добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется пользователем в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот и прибрежных квот.
Статьей 33.5 Закона о рыболовстве предусмотрено, что договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, Законом о рыболовстве (ч. 1). На основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 названного Закона (ч. 2). Орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения условий такого договора (ч. 4).
Положения Закона о рыболовстве о предупреждении органом власти лица, с которым заключен договор на освоение квот, о необходимости исполнения его условий подразумевают предоставление такому лицу реальной возможности должным образом исполнить эту обязанность и устранить выявленные нарушения.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что предупреждения о необходимости исполнения условий договоров в части освоения выданных квот на 2011, 2012 годы, являющиеся необходимым условием соблюдения досудебного порядка расторжения договора, направлены в адрес общества только 05.03.2013, то есть спустя значительный промежуток времени после выявления нарушений. При этом у общества отсутствовала реальная возможность исполнить требования Министерства, изложенные в указанных письмах, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освоение выделенных на определенный год квот в последующие периоды.
Доказательств направления Министерством в 2011-2012 годах обществу "Волна" требований об исполнении договоров и о выражении каким-либо образом своего намерения воспользоваться правом на расторжение указанных договоров в связи с добычей (выловом) водных биологических ресурсов в течение двух лет подряд в объеме менее пятидесяти процентов промышленных квот, не представлено.
В этой связи арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что письма от 05.03.2013 N 551 и 552 носили формальный характер и фактически не предоставляли обществу "Волна" возможности устранить нарушения, связанные с неосвоением в 2011-2012 годах выделенных квот.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований о расторжении спорных договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Довод заявителя жалобы о том, что освоение обществом квот в объеме менее 50% в 2011, 2012 годах является безусловным основанием для расторжения спорного договора, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, как основанный на неправильном толковании норм материального права, а именно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33.5 Закона о рыболовстве. Кроме того, указанный довод являлся предметом рассмотрения арбитражного суда и получил надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2013 по делу N А47-5286/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 33.5 Закона о рыболовстве предусмотрено, что договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, договор о предоставлении рыбопромыслового участка и договор пользования водными биоресурсами могут быть досрочно расторгнуты по требованию одной из сторон в соответствии с гражданским законодательством, Законом о рыболовстве (ч. 1). На основании требования органа государственной власти, заключившего договоры, указанные в статьях 33.1, 33.3 и 33.4 Закона о рыболовстве, допускается их досрочное расторжение в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 названного Закона (ч. 2). Орган государственной власти, заключивший соответствующий договор, вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения условий такого договора (ч. 4).
Положения Закона о рыболовстве о предупреждении органом власти лица, с которым заключен договор на освоение квот, о необходимости исполнения его условий подразумевают предоставление такому лицу реальной возможности должным образом исполнить эту обязанность и устранить выявленные нарушения.
...
Довод заявителя жалобы о том, что освоение обществом квот в объеме менее 50% в 2011, 2012 годах является безусловным основанием для расторжения спорного договора, подлежит отклонению судом кассационной инстанции, как основанный на неправильном толковании норм материального права, а именно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33.5 Закона о рыболовстве. Кроме того, указанный довод являлся предметом рассмотрения арбитражного суда и получил надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2014 г. N Ф09-1828/14 по делу N А47-5286/2013