Екатеринбург |
|
07 апреля 2014 г. |
Дело N А07-3422/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л. Н.,
судей Громовой Л.В., Сирота Е.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (ИНН: 0274051582, ОГРН: 1020202555240, далее - общество "АНК "Башнефть") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2013 по делу N А07-3422/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "АНК "Башнефть" - Вшивков С.Б. (доверенность от 20.03.2014 N ДОВ/37/190/14).
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН: 0276143260, ОГРН: 1120280040286, далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому акционерному обществу "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" (ИНН: 0274051582, ОГРН: 1020202555240) о взыскании ущерба в размере 15 676 руб. 00 коп. (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.09.2013 (судья Вальшина М.Х.) исковые требования удовлетворены частично: с общества "АНК "Башнефть" в пользу Учреждения взыскано 14 236 руб. 59 коп. в возмещение ущерба, в удовлетворении остальной части иска отказано; производство по делу в части исковых требований о взыскании 161 руб. 00 коп. прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (судьи Логиновских Л.Л., Рачков В.В., Махрова Н.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "АНК "Башнефть", не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, ссылаясь на неверную оценку доказательств и обстоятельств по делу, неприменение преюдициальности судебных актов в соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы полагает, что судами необоснованно не приняты во внимание возражения ответчика относительно порядка взвешивания и установки весового оборудования, что, по его мнению, привело к искажению показаний и увеличению нагрузки на отдельную ось транспортного средства, нашедших отражение в актах от 31.01.2013 N 1674, от 13.03.2013 N 154, от 26.02.2013 N 1849. При этом заявитель жалобы ссылается на довод о том, что масса транспортных средств по документам существенно ниже показаний взвешивания, что свидетельствует об установлении весового оборудования не в соответствии с инструкцией по эксплуатации весов. Заявитель полагает, что весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, должен производиться только на стационарных пунктах.
Кроме того, заявитель жалобы, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, указал, что, по его мнению, судами сделан неверный вывод об отсутствии преюдиции в постановлении мирового судьи об отказе в привлечении водителей к административной ответственности в связи с недоказанностью совершения правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, обществу "АНК "Башнефть" на праве собственности принадлежат автотранспортные средства: НЕФАЗ 66052-11-15, государственный регистрационный знак С831 ВА 02; МАЗ 565901, государственный регистрационный знак В434А0 102; МАЗ 64229, государственный регистрационный знак В258КК02, с полуприцепом 964721-0000010 N АР3652 02.
В ходе проверок соблюдения правил перевозки тяжеловесных грузов, Учреждением в отношении общества "АНК "Башнефть" составлены акты о превышении транспортными средствами установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось: от 31.01.2013 N 1674, от 26.02.2013 N 1849, от 13.03.2013 N 154, от 29.03.2013 N 271.
В возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам, в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, обществу "АНК "Башнефть" начислена сумма в размере 15 676 руб. 00 коп. (согласно уточнению исковых требований).
Поскольку ответчик обязательства по возмещению ущерба, причиненного автомобильным дорогам, добровольно не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, руководствуясь положениями ст.ст. 1064, 1079 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из доказанности факта причинения ущерба автомобильным дорогам автотранспортными средствами общества "АНК "Башнефть", на общую сумму 14 246 руб. 59 коп. При этом, отказывая во взыскании ущерба в остальной части, суд первой инстанции указал на недоказанность факта принадлежности автотранспортного средства обществу "АНК "Башнефть".
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции, с учетом доводов апелляционной жалобы, с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно пунктам 11 и 13 статьи 11 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда, порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 5, 8, 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Проанализировав положения Закона N 257-ФЗ, Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в частности акты от 31.01.2013 N 1674, от 13.03.2013 N 154, от 26.02.2013, N 1849, от 29.03.2013 N 271 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось, суды первой и апелляционной инстанций правомерно установили основания для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, и признали требование истца о взыскании ущерба, причиненного транспортным средством, обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 14 246 руб. 59 коп.
При этом суды верно отметили, что постановления мирового судьи в данном случае не являются обязательными для арбитражного суда, поскольку установленные данными судебными актами обстоятельства не имеют отношение к лицам, участвующим в настоящем деле, а касаются вопросов привлечения водителей автотранспортных средств к административной ответственности. Нарушений норм части 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не допущено.
Довод заявителя о том, что при составлении актов от 31.01.2013 N 1674, от 13.03.2013 N 154, от 26.02.2013 N 1849 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось весовое оборудование было установлено не в соответствии с инструкцией по эксплуатации весов, что привело к искажению показаний и увеличению нагрузки на отдельную ось транспортного средства, изложенный в кассационной жалобе, был предметом исследования суда апелляционной инстанции, получил надлежащую оценку и подлежит отклонению.
Ссылка заявителя на то, что весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, должен производиться только на стационарных пунктах, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Вопрос, каким способом собственник дороги, в данном случае субъект Российской Федерации, имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранности своей собственности, данным постановлением не регулируется. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля.
При отсутствии доказательств соответствия нагрузок на оси транспортного средства предельно допустимым значениям, доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, либо доказательств оплаты ущерба обществом "АНК "Башнефть" в заявленной сумме, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании с общества "АНК "Башнефть" в пользу Учреждения ущерба в сумме 14 236 руб. 59 коп.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела, выводы судов соответствуют действующему законодательству.
Согласно ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций судом кассационной инстанции являются нарушение норм материального или процессуального права, а также несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся доказательствам.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 286 названного Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций исходя из доводов кассационной жалобы.
Вместе с тем в основу отмены обжалованных судебных актов не могут быть положены доводы, направленные по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и заявленные без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "АНК "Башнефть" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2013 по делу N А07-3422/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 5, 8, 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями названной статьи.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
...
Ссылка заявителя на то, что весовой контроль транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, должен производиться только на стационарных пунктах, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Вопрос, каким способом собственник дороги, в данном случае субъект Российской Федерации, имеет право осуществлять весовой контроль в целях сохранности своей собственности, данным постановлением не регулируется. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 апреля 2014 г. N Ф09-1598/14 по делу N А07-3422/2013