Екатеринбург |
|
18 апреля 2014 г. |
Дело N А07-16986/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Рябовой С.Э., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2013 по делу N А07-16986/2013.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Комитет обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество) о взыскании недополученной арендной платы за пользование земельным участком по договору аренды от 22.01.2010 N 17-10-61зем в размере 699 918 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2013 (судья Мавлютов И.Т.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 комитету отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока и апелляционная жалоба возвращена заявителю.
В кассационной жалобе комитет просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на то, что арендная плата за землю является регулируемой ценой. Порядок определения размера арендной платы, а также условия, сроки и порядок ее внесения устанавливается органами исполнительной власти или органам местного самоуправления. Заявитель считает, что поскольку расчет арендной платы по спорному договору производится по формуле, установленной решением Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 20.01.2010 N 229 "Об утверждении Порядка определения размера и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в муниципальной собственности муниципального района и земель до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", и данная формула включает в себя кадастровую стоимость земельного участка, увеличение данной кадастровой стоимости с 20.09.2011 является основанием для перерасчета арендной платы за 2011, 2012 годы.
Как установлено судом, между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор от 22.01.2010 N 17-10-61, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:48:000000:137 общей площадью 410 000 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, Кунакбаевский сельсовет (ориентир на р. Урал), для размещения пруда, на срок до 28.12.2058.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 22.01.2010.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 22.04.2013.
Согласно п.3.1 указанного договора расчет годовой арендной платы производиться в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления.
Пунктом 3.5 договора аренды земельного участка предусмотрено внесение арендной платы ответчиком ежеквартально равными долями от начисленной суммы в срок до 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября.
В материалы дела представлены расчеты арендной платы за 2009, 2010, 2011 годы, из которых следует, что размер арендной платы в год по названному договору составляет 8036 руб.
Комитетом произведен перерасчет арендной платы за период 2011-2012 г. в связи с увеличением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Ссылаясь на то, что у общества возникла задолженность по арендной плате в сумме 699 918 руб. 16 коп., комитет обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что расчеты арендной платы на 2010 - 2013 г. подписаны сторонами, ответчик добросовестно оплачивал арендную плату в согласованных размерах. Перерасчет арендной платы за 2011 - 2012 г. произведен комитетом после получения кадастровой справки от 04.02.2013. При этом ни условиями договора, ни действующим законодательством не предусмотрена возможность перерасчета ранее согласованного размера арендной платы после ее уплаты.
Данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11).
Размер арендной платы по спорному договору рассчитывается на основании решений Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 20.01.2010 N 229 "Об утверждении Порядка определения размера и сроков внесения арендной платы за земли находящиеся в муниципальной собственности муниципального района и земель до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", от 09.02.2011 N 384, от 25.01.2012 N 571, согласно которым размер кадастровой стоимости земельного участка является одним из элементов установленной данными нормативными актами формулы расчета размера арендной платы.
Комитет в обоснование увеличения размера арендной платы ссылается на увеличение кадастровой стоимости арендуемого земельного участка с 20.09.2011, что следует из кадастровой справки от 04.02.2013, выданной органом кадастрового учета.
В силу положений ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение государственной кадастровой оценки осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости производится органом кадастрового учета после утверждения и опубликования соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости (ст. 24.17, 24.18, 24.20 названного Закона).
Изменение кадастровой стоимости земельного участка, как части формулы расчета арендной платы, на основании нормативного акта уполномоченного органа государственной власти и местного самоуправления свидетельствует о возникновении у арендодателя права требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учетом данного показателя, без согласования сторонами таких изменений, в связи с чем не может быть признан состоятельным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета внесенной за прошедший период арендной платы.
Вместе с тем, учитывая положения гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суду необходимо установить, с какого момента следует применять новую кадастровую стоимость для целей расчета арендной платы.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм материального права, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить момент, с которого подлежит применению новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, приняв во внимание правовую позицию, которая будет сформулирована в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-15534/13, с учетом чего произвести расчет арендной платы за спорный период и установить размер задолженности ответчика, разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2013 по делу N А07-16986/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение государственной кадастровой оценки осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
...
Изменение кадастровой стоимости земельного участка, как части формулы расчета арендной платы, на основании нормативного акта уполномоченного органа государственной власти и местного самоуправления свидетельствует о возникновении у арендодателя права требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учетом данного показателя, без согласования сторонами таких изменений, в связи с чем не может быть признан состоятельным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для перерасчета внесенной за прошедший период арендной платы.
Вместе с тем, учитывая положения гл. III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", суду необходимо установить, с какого момента следует применять новую кадастровую стоимость для целей расчета арендной платы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2014 г. N Ф09-1842/14 по делу N А07-16986/2013