Екатеринбург |
|
30 апреля 2014 г. |
Дело N А60-29622/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т. П.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Боярского Алексея Валерьевича (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.11.2013 по делу N А60-29622/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя - Брусянина Е.Н. (доверенность от 10.09.2013 б/н);
Министерства транспорта и связи Свердловской области (далее - Министерство, административный орган) - Низовцева А.Ю. (доверенность от 31.12.2013 N 48), Глазкова Л.А. (доверенность от 31.12.2013 N 47).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным приказа от 19.06.2013 N 224 о проведении плановой выездной проверки и предписания от 19.07.2013 N 1 Министерства об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 19.11.2013 (судья Подгорнова Г.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х., Сафонова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что наличие соответствующего разрешения на использование транспортного средства в качестве легкового такси не является безусловным доказательством того, что такое транспортное средство с момента выдачи разрешения будет использоваться в качестве такси.
Предприниматель в кассационной жалобе указывает на то, что законность оспариваемого предписания Министерством не доказана, так как в ходе проверки административным органом не установлен факт осуществления заявителем деятельности такси.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не дана оценка обстоятельству того, что им деятельность такси не осуществлялась, так как спорные автомобили были переданы третьим лицам в аренду на основании договоров аренды, которые, по мнению предпринимателя, также не были судом исследованы. Считает, что суд необоснованно отклонил ходатайство заявителя о допросе в качестве свидетеля одного из арендаторов.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
В ходе проведенной плановой проверки соблюдения предпринимателем, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, требований, установленных законодательством в сфере таких перевозок, выявлен ряд нарушений, о чем составлен акт проверки от 19.07.2013 N 19.
По результатам проверки Министерством вынесено предписание от 19.07.2013 N 1 об устранении выявленных нарушений, а именно: необходимость осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (легковым такси) с соблюдением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам (механикам), осуществляющим контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию (п. 1 приложения к предписанию); размещения на передней панели легковых такси справа от водителя следующую информацию: а) полное или краткое наименование фрахтовщика; б) условия оплаты за пользование легковым такси; в) визитная карточка водителя с фотографией; г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (п. 2 приложения к предписанию); необходимость обеспечения прохождения водителями легковых такси предрейсовых медицинских осмотров в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 3 приложения к предписанию); осуществления перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом (легковым такси) с соблюдением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемым к водителям легковых такси (п. 4 к приложению предписания).
Полагая, что приказ о проведении проверки от 19.06.2013 N 224 и предписание от 19.07.2013 N 1 являются незаконными, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия закону оспариваемых ненормативных актов Министерства, отсутствия нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях реализации Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), регламентирующим вопросы деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации (ст. 9), в Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2011 N 1148-ПП, которым утвержден Порядок подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по вопросам деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области является Министерство транспорта и связи Свердловской области (п. 1 постановления N 1148-ПП).
Частью 10 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что в случае выявления нарушения требований, предусмотренных п. 1 или 3 ч. 16 указанной статьи, уполномоченный орган выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать один месяц.
С учетом изложенного судами правомерно сделан вывод, что оспариваемое предписание выдано Министерством в пределах своих полномочий.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Частью 3 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрена выдача разрешения на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Согласно п. 4 Порядка подачи заявления, выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2011 N 1148-ПП, разрешения являются именными, передача разрешений другим перевозчикам не допускается.
В силу п. 2 ч. 16 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.
Подпунктом "б" п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены обязательные требования к проведению контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию установлены.
Порядок проведения аттестации работников, ответственных за безопасность судоходства, установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта".
Пунктом 2 данного приказа предусмотрено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации. К числу указанных лиц относятся руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта, независимо от форм собственности и вида деятельности, в том числе, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов;
специалисты, в том числе, диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов (п. 2, 3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта).
Пунктом 117 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 112 предусмотрено, что на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация: полное или краткое наименование фрахтовщика; условия оплаты за пользование легковым такси; визитная карточка водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Подпунктом "в" п. 3 ч. 16 Федерального закона N 69-ФЗ определено, что в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны обеспечить прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение N 2 к Методическим рекомендациям, изложенным в письме Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств") следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения. Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
Таким образом, лицом, осуществляющим деятельность по перевозке такси, является тот субъект предпринимательской деятельности, который получил разрешение на осуществление этой деятельности в отношении данного транспортного средства
Как следует из материалов дела, Министерством выданы предпринимателю 21 разрешение на осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, именно на него в силу п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ возложены обязанности по обеспечению технического обслуживания и ремонта легковых такси; по проведению контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию; по обеспечению прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Правильно применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суды установили, что механики по выпуску на линию транспортных средств предпринимателя не соответствуют квалификационным и профессиональным требованиям, предъявляемым к такой категории работников; на передней панели транспортных средств, используемых предпринимателем в качестве легковых такси отсутствует информация, а именно: а) полное или краткое наименование фрахтовщика; б) условия оплаты за пользование легковым такси; в) визитная карточка водителя с фотографией; г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (п. 2 приложения к предписанию); предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств у предпринимателя проводит Чеснокова Л.Н. на основании трудового договора от 01.05.2013 г. (договор с лицензированной медицинской организацией на проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств у индивидуального предпринимателя отсутствует, сам предприниматель такой лицензии не имеет, предрейсовые осмотры проводятся им в помещении офиса, не предназначенного для проведения осмотров); предпринимателем к управлению транспортными средствами допущены водители, не имеющие указанного водительского стажа, и пришли к обоснованному выводу о правомерности вынесения Министерством оспариваемого предписания, соответствия его закону, а также отсутствия нарушения прав заявителя в сфере о предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку апелляционная и кассационная жалоба предпринимателя доводов о незаконности приказа не содержит, законность судебных актов в этой части судом кассационной инстанции не проверяется в соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка предпринимателя на неправомерный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетеля одного из арендаторов, судом кассационной инстанции отклоняется в силу ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку разрешая спор, суд исходил из представленных в материалы дела доказательств, считая их достаточными для правильного и всестороннего рассмотрения дела по существу, а также того, что предприниматель не был лишен возможности самостоятельного доказывания значимых для дела обстоятельств.
Суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, а также возражениям сторон дали надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, оснований для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводам предпринимателя, изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных апелляционным судом фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.11.2013 по делу N А60-29622/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Боярского Алексея Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение N 2 к Методическим рекомендациям, изложенным в письме Минздрава Российской Федерации от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств") следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения. Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
...
Как следует из материалов дела, Министерством выданы предпринимателю 21 разрешение на осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, именно на него в силу п. 3 ч. 16 ст. 9 Федерального закона N 69-ФЗ возложены обязанности по обеспечению технического обслуживания и ремонта легковых такси; по проведению контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию; по обеспечению прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2014 г. N Ф09-2408/14 по делу N А60-29622/2013