Екатеринбург |
|
07 мая 2014 г. |
Дело N А60-39484/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, государственное учреждение (ИНН: 6658091960, ОГРН: 1036602638588; далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2013 по делу N А60-39484/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От министерства в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора без участия его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Содружество Мебельщиков Екатеринбурга" (далее - общество "Содружество Мебельщиков Екатеринбурга") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата) с иском о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:765 площадью 49 431 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черняховского, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 25 239 000 руб.
Определением суда от 17.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация), министерство.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2013 (судья Воронин С.П.) исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:765, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черняховского, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, а именно 25 239 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами п. 3 ст. 65, ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка нарушений действующего законодательства не допущено.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Содружество Мебельщиков Екатеринбурга" просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Общество "Содружество Мебельщиков Екатеринбурга" считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Содружество Мебельщиков Екатеринбурга" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:765 площадью 49 431 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Черняховского.
На основании приказа министерства от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:765 определена в размере 98 485 830 руб. 09 коп. по состоянию на 15.11.2012.
Ссылаясь на то, что указанная стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
На основании ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения кадастровой оценки).
В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил проведения кадастровой оценки, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил проведения кадастровой оценки).
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление N 913/11), законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости общество "Содружество Мебельщиков Екатеринбурга" представило отчет некоммерческого партнерства "Уральская Палата Готового Бизнеса" от 10.06.2013 N 36-05/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:765 по состоянию на 15.11.2012 составляет 25 239 000 руб.
Согласно экспертному заключению Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 491/01-13 указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, а выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Доказательства, опровергающие данные обстоятельства стороны не представили (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды правомерно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, а именно 25 239 000 руб.
Довод министерства об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка не допущено нарушений действующего законодательства, отклоняется как противоречащий правовой позиции, изложенной в постановлении N 913/11, так как сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении не являются предметом оспаривания в случае определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2013 по делу
N А60-39484/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление N 913/11), законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
...
Довод министерства об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка не допущено нарушений действующего законодательства, отклоняется как противоречащий правовой позиции, изложенной в постановлении N 913/11, так как сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении не являются предметом оспаривания в случае определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 мая 2014 г. N Ф09-1292/14 по делу N А60-39484/2013