Екатеринбург |
|
16 мая 2014 г. |
Дело N А50-15373/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О. Л., Лимонова И. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство финансов); Управление Федерального казначейства Пермского края (далее - УФК Пермского края) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2013 по делу N А50-15373/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Администрация г. Перми (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с Российской Федерации в лице министерства финансов за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования город Пермь в лице администрации убытков в сумме 31 030 500 руб., выразившихся в понесенных расходах на обеспечение жильем сотрудников милиции.
Решением суда от 11.11.2013 (судья Белокрылова О.В.) требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице министерства финансов за счет средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования город Пермь в лице администрации взыскано 31 030 500 руб. в возмещение убытков. В удовлетворении требований к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов, УФК Пермского края просят указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
По мнению заявителей жалобы, судом не принято во внимание то обстоятельство, что орган местного самоуправления должен был предоставить жилые помещения гражданам, являющимся участковыми милиции не только на основании положений ст. 30 Закона о милиции, но и положений, предусмотренных гл. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обязанность предоставления жилых помещений гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в них, лежит именно на органе местного самоуправления.
Ответчик также считает неправомерным то обстоятельство, что Администрацией предоставлено участковому полиции жилое помещение большей площадью, чем указано в решении суда общей юрисдикции.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По мнению администрации, доводы, указанные в кассационной жалобе, необоснованны и противоречат действующему законодательству.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Перми на администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений ряду участковых уполномоченных милиции в пределах города Перми по нормам жилой площади, установленным в городе Перми.
Во исполнение решений Ленинского районного суда г. Перми истец предоставил физическим лицам по договорам социального найма жилых помещений жилые помещения (комнаты, квартиры), расположенные в городе Перми.
Согласно оценочным отчетам общества с ограниченной ответственностью "Авангард" итоговая рыночная стоимость предоставленных жилых помещений составила 31 020 000 руб.
Расходы на оплату услуг по составлению оценочных справок составили 10 500 руб.
Ссылаясь на то, что в результате исполнения решения суда бюджету г. Перми причинены убытки в вышеуказанной сумме, администрация обратилась с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суды удовлетворили исковые требования, исходя из того, что расходы, понесенные администрацией в связи с исполнением судебного решения, обязывающего предоставить участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений, подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам гражданского законодательства.
В силу п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.
В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения участковому и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда. Если на территории муниципального образования нет ни специализированного, ни муниципального жилищного фонда, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством Российской Федерации для участкового иное жилое помещение.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления участковым, в течение пяти лет со дня вступления в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ могут быть переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок и условия возмездной передачи указанных жилых помещений определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ).
Между тем ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", утратившим силу с 01.03.2011, в ч. 1 ст. 30 предусматривалось, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факты предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
В силу ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений участковому уполномоченному полиции и членам его семьи, однако, федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Предоставив жилые помещения, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими помещениями, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений администрация не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Суды, установив, что расходы понесены администрацией в результате исполнения актов судов общей юрисдикции, обязывающих предоставить участковым уполномоченным милиции жилые помещения в соответствии со ст. 30 Закона о милиции, пришли к обоснованному выводу о том, что понесенные администрацией убытки, определенные исходя из рыночной стоимости предоставленного жилого помещения, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Доказательств того, что Российской Федерацией субъекту - Пермскому краю или органу местного самоуправления в спорный период выделялись финансовые средства на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий участковым уполномоченным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворены судами обоснованно.
Довод заявителя жалобы о неисследовании судом вопроса о нуждаемости в жилье лиц, которым предоставлены жилые помещения, является необоснованным. Из материалов дела следует, что жилые помещения были предоставлены администрацией на основании вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции, которым участковые уполномоченные признаны нуждающимися в жилых помещениях и обязанность по их предоставлению возложена на администрацию.
Ссылка заявителя жалобы на то, что администрацией жилое помещение предоставлено участковому полиции большей площадью, чем указано в судебном акте, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен им, так как в данном случае площадь квартиры рассчитана исходя из нормативов предоставления жилой площади, существующих в г. Перми, то есть, указана минимальная площадь. В рассматриваемом случае в целях исполнения решения суда администрация исходила из имеющихся у нее материальных ресурсов. Доказательств того, что у администрации имелась квартира, отвечающая требованиям, указанным в судебном акте, в том числе по площади, ответчиком не предоставлено.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2013 по делу N А50-15373/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ; Управление Федерального казначейства Пермского края. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Предоставив жилые помещения, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими помещениями, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений администрация не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Суды, установив, что расходы понесены администрацией в результате исполнения актов судов общей юрисдикции, обязывающих предоставить участковым уполномоченным милиции жилые помещения в соответствии со ст. 30 Закона о милиции, пришли к обоснованному выводу о том, что понесенные администрацией убытки, определенные исходя из рыночной стоимости предоставленного жилого помещения, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2014 г. N Ф09-2140/14 по делу N А50-15373/2013