Екатеринбург |
|
19 мая 2014 г. |
Дело N А76-19017/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭнерго" (далее - заявитель, общество "ТрансЭнерго") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2013 по делу N А76-19017/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ТрансЭнерго" - Авдиенко А.А. (доверенность от 21.07.2013);
Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (далее - министерство, уполномоченный орган) - Филиппов А.С. (доверенность от 09.01.2014 N 001-Д).
Общество "ТрансЭнерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий министерства по невключению в конкурсную документацию конкретного месторасположения автостанции в г. Магнитогорске, услуг, предоставляемых автостанцией г. Магнитогорск, а также с требованием об указании в конкурсной документации на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области, по маршрутам N 591, 596, 744, 785, 810 в качестве отправной и конечной точки в г. Магнитогорске автостанцию, расположенную по адресу: г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, д. 39А; в информационной карте конкурсной документации в качестве услуг, предоставляемых автостанцией г. Магнитогорск, дополнить: резервирование билетов по телефону за 10 суток, комната отдыха водителей, диспетчерская, зал ожидания для пассажиров, беспатентная гостевая парковка с выделением мест для инвалидов.
Решением суда от 05.12.2013 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Костин В.Ю., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТрансЭнерго" просит отменить данные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы общество "ТрансЭнерго" указывает на незаконность действий министерства, отмечая при этом допущенные министерством нарушения положений ст. 3 Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 488-ЗО "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области" (далее - Закон N 488-ЗО).
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что министерство, являющееся органом исполнительной власти Челябинской области, уполномоченным на организацию транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам, на основании п. 1, подп. 1 п. 7, подп. 7, 8 п. 8, п. 34, 34.1 - 34.12, 35 Положения о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408, опубликовало извещения о проведении конкурсов N 9/2013, 11/2013 на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области, в том числе:
- на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 744 "г. Магнитогорск - г. Троицк";
- на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 785 "г. Магнитогорск - г. Златоуст";
- на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 810 "г. Магнитогорск - г. Миасс";
- на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 591 "г.Челябинск - г. Магнитогорск";
- на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 596 "г. Магнитогорск - г. Челябинск (через г. Верхнеуральск)".
Согласно п. 8 информационных карт конкурсной документации "Информация о перечне услуг, предоставляемых автовокзалами, расположенными по межмуниципальному маршруту" в отношении автовокзала г. Магнитогорска приведена следующая информация: текущая и предварительная продажа билетов; бронирование мест в автобусе по телефону; продажа обратных билетов; выбор места в автобусе при покупке билета; справочная служба.
При этом в паспортах межмуниципальных маршрутов, являющихся составной частью конкурсной документации, содержалась следующая информация:
- в отношении межмуниципального маршрута N 744: наименование населенного пункта - г. Магнитогорск; наименование остановочного пункта (начальный, промежуточный, конечный) - г. Магнитогорск АВ; наименование всех улиц каждого населенного пункта, по которым проходит маршрут - Привокзальная площадь, ул. Вокзальная, пр. Ленина, ул. Завенягина, шоссе Космонавтов; Челябинский тракт;
- в отношении межмуниципального маршрута N 785: наименование населенного пункта - г. Магнитогорск; наименование остановочного пункта (начальный, промежуточный, конечный) - г. Магнитогорск АВ; наименование всех улиц каждого населенного пункта, по которым проходит маршрут - Привокзальная площадь, ул. Вокзальная, пр. Ленина, ул. Московская, Северный переход; ул. 9 Мая, ул. Локомотивная, ул. Бахметьева, Верхнеуральское шоссе;
- в отношении межмуниципального маршрута N 810: наименование населенного пункта - г. Магнитогорск; наименование остановочного пункта (начальный, промежуточный, конечный) - г. Магнитогорск АВ; наименование всех улиц каждого населенного пункта, по которым проходит маршрут - Привокзальная площадь, ул. Вокзальная, пр. Ленина, ул. Московская, Северный переход; ул. 9 Мая, ул. Локомотивная, ул. Бахметьева, Верхнеуральское шоссе;
- в отношении межмуниципального маршрута N 591: наименование населенного пункта - г. Магнитогорск; наименование остановочного пункта (начальный, промежуточный, конечный) - г. Магнитогорск АВ; наименование всех улиц каждого населенного пункта, по которым проходит маршрут - Челябинский тракт - шоссе Космонавтов - ул. Магнитная - Казачья переправа - ул. Завенягина - пр. Ленина - ул. Вокзальная - Привокзальная площадь;
- в отношении межмуниципального маршрута N 591: наименование населенного пункта - г. Магнитогорск; наименование остановочного пункта (начальный, промежуточный, конечный) - г. Магнитогорск АВ; наименование всех улиц каждого населенного пункта, по которым проходит маршрут - Привокзальная площадь - ул. Вокзальная - пр. Ленина - ул. Московская - Северный переход - ул. 9 Мая - ул. Локомотивная - ул. Бахметьева - Верхнеуральское шоссе.
Письмом от 05.04.2013 N 150 министерство информировало общество "ТрансЭнерго" об организации и проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по указанным выше межмуниципальным маршрутам.
Конкурсы N 9/2013 и 11/2013 на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по указанным межмуниципальным маршрутам проведены министерством в установленный срок и завершены.
Полагая, что министерством при проведении конкурсов N 9/2013, 11/2013 на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области были допущены нарушения положений Закона N 488-ЗО; паспорта межмуниципальных маршрутов N 591, 596, 744, 785, 810 в части описания пути следования транспортного средства оформлены ненадлежаще, в качестве отправной и конечной точки в г. Магнитогорск указана Привокзальная площадь, которая, по мнению заявителя, не является начальным и конечным пунктом следования транспортного средства; информационная карта конкурсной документации по оспариваемым маршрутам содержит неполный перечень услуг, предоставляемых автовокзалом в г. Магнитогорске, поскольку отсутствуют данные о том, что кроме указанных в конкурсной документации услуг общество "ТранЭнерго" также оказывает услуги по резервированию билетов по телефону за 10 суток, имеется комната отдыха водителей, диспетчерская, зал ожидания для пассажиров, беспатентная гостевая парковка с выделением мест для инвалидов, общество "ТрансЭнерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что конкурсы проведены министерством с соблюдением требований действующего законодательства, в частности положений ст. 3, 7 Закона N 488-ЗО, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства в их взаимосвязи, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности обстоятельств, необходимой для удовлетворения требований общества "ТрансЭнерго".
Руководствуясь Положением о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, утвержденным постановлением губернатора Челябинской области от 09.08.2004 N 408, нормами Закона N 488-ЗО, суды установили, что министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области на организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области. В компетенцию министерства входит установление (изменение) и отмена межмуниципального маршрута (п. 2 ст. 3 Закона N 488-ЗО); организация и проведение конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам (п. 6 ст. 3 Закона N 488-ЗО); согласование с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов пути следования транспортного средства и остановочных пунктов по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному маршруту, проходящему по территориям соответствующих муниципальных образований (п. 3 ст. 3 Закона N 488-ЗО); согласование с владельцами автовокзалов количества рейсов, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток, и категории транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров и багажа по устанавливаемому (изменяемому) межмуниципальному маршруту (п. 4 ст. 3 Закона N 488-ЗО); оформление паспорта межмуниципального маршрута (п. 5 ст. 3 Закона N 488-ЗО).
Статья 7 Закона N 488-ЗО регламентирует порядок проведения конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту.
В частности, п. 6 ст. 7 Закона N 488-ЗО предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать: 1) паспорт межмуниципального маршрута; 2) даты начала и окончания осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа (период осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа не может быть менее пяти лет); 3) время начала и окончания движения транспортных средств по межмуниципальному маршруту; 4) вместимость транспортных средств и количество рейсов, которое должно выполняться транспортными средствами, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток; 5) категорию и класс транспортных средств; 6) информацию о перечне услуг, предоставляемых автовокзалами, расположенными по межмуниципальному маршруту; 7) критерии оценки заявок на участие в конкурсе; 8) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе; 9) условия допуска к участию в конкурсе в соответствии с частью 3 настоящей статьи; 10) место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; 11) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе; 12) место, дату и время подведения итогов конкурса; 13) требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе.
Исследовав по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства настоящего дела, доводы сторон и представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций не выявили в оспариваемых действиях министерства нарушений положений Закона N 488-ЗО.
Суды пришли к выводу о том, что из имеющихся в материалах настоящего дела документов не следует, что вопросы, касающиеся количества рейсов, в том числе в отдельные календарные дни и периоды суток, категории транспортного средства для осуществления перевозок пассажиров и багажа по установленному межмуниципальному маршруту, не согласованы между заявителем и министерством.
Разрешая спор, суды обеих инстанций также установили, что министерством с администрацией г. Магнитогорска Челябинской области согласованы пути следования транспортных средств по межмуниципальным маршрутам Челябинской области, проходящим по территории Магнитогорского городского округа; информация, указанная в последующем министерством в конкурсной документации, полностью соответствует согласованным маршрутам. При этом согласно письму главы г. Магнитогорска от 05.04.2013 N ОДП 54/2007 путь следования маршрутов N 591, 596, 744, 785, 810 начинается от Привокзальной площади.
Ссылка заявителя на отсутствие возможности идентификации отправной точки в г. Магнитогорске правомерно отклонена судами как необоснованная.
Судами установлено, что уполномоченным органом в конкурсной документации определено наименование остановочного пункта - Магнитогорск АВ, обратного не установлено в отношении автовокзалов иных городов Челябинской области, - тех, в которых автовокзал существует в единственном числе, соответственно, конкурсная документация однозначно позволяет идентифицировать отправную точку (остановочный пункт). При этом, как верно отметил апелляционный суд, конкретного указания адреса остановочного пункта (в данном случае - адреса места нахождения автовокзала в г. Магнитогорске Челябинской области, соответствующего адресу места нахождения общества "ТрансЭнерго", указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц: г. Магнитогорск, ул. Вокзальная, д. 39 А), Закон N 488-ЗО не требует. Указание в конкурсной документации информации о таких объектах, расположенных в г. Челябинске, как автовокзал "Северный" и автостанция "Областная больница", также не противоречит условиям Закона N 488-ЗО, учитывая общеизвестный на территории Челябинской области факт того, что в г. Челябинске находится не единственная автостанция и не единственный автовокзал.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что информационные карты конкурсов N 9/2013 и 11/2013 на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области, паспорта межмуниципальных маршрутов содержат все необходимые и установленные законом сведения (в том числе информацию о перечне услуг, предоставляемых автовокзалами, схемы маршрута с указанием объектов транспортной инфраструктуры, описание пути следования транспортного средства), позволяющие юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) определиться в выборе объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения работы своих транспортных средств по итогам проведенного конкурса.
Установив совокупность вышеназванных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерным выводам о том, что процедура организации и проведения конкурсов на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области в данном случае министерством соблюдена; нарушений положений Закона N 488-ЗО министерством не допущено.
С учетом изложенного следует признать, что суды правомерно отказали обществу "ТрансЭнерго" в удовлетворении заявленных им требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "ТрансЭнерго", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы заявителя кассационной жалобы повторяют позицию общества "ТрансЭнерго" по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Указанные доводы фактически сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.12.2013 по делу N А76-19017/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установили, что информационные карты конкурсов N 9/2013 и 11/2013 на право заключения договора об осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту (межмуниципальным маршрутам) на территории Челябинской области, паспорта межмуниципальных маршрутов содержат все необходимые и установленные законом сведения (в том числе информацию о перечне услуг, предоставляемых автовокзалами, схемы маршрута с указанием объектов транспортной инфраструктуры, описание пути следования транспортного средства), позволяющие юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) определиться в выборе объектов транспортной инфраструктуры для обеспечения работы своих транспортных средств по итогам проведенного конкурса.
...
Доводы общества "ТрансЭнерго", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы заявителя кассационной жалобы повторяют позицию общества "ТрансЭнерго" по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Указанные доводы фактически сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2014 г. N Ф09-2657/14 по делу N А76-19017/2013