Екатеринбург |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А76-13355/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области (ОГРН 1027403902580, далее - военный комиссариат) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2013 по делу N А76-13355/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Скорикова Д.О. (доверенность от 16.04.2014).
Открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (ОГРН 1027402166835, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с военного комиссариата 63 652 руб. 71 коп.: компенсации расходов, понесенных обществом в связи с выплатой среднего заработка работникам в сумме 11 974 руб. 06 коп., компенсации расходов общества на оплату начисленных на заработную плату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 51 678 руб. 65 коп.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 06.11.2013 (судья Шведко Н.В.) заявленные требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований в части возмещения расходов по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у него обязанности по уплате страховых взносов, поскольку в силу положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным на военные сборы гражданам.
Министерство обороны Российской Федерации представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований в части взыскания понесенных обществом расходов на оплату страховых взносов отказать. Министерство обороны Российской Федерации полагает, что выплаты, произведенные в пользу лиц, призванных на военные сборы, являются компенсационными и в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ данные выплаты освобождены от обложения страховыми взносами.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно ч. 1, 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ) обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определямых Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ) в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входит, в числе прочего, проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов. При этом на организации возложена обязанность обеспечения явки работающих в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов на сборные пункты.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ расходы по мобилизационной подготовке являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансирование мероприятий осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. "в" п. 24 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в числе прочего, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. "а" п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 осуществление расходов, указанных в подп. "а", абз. 4 и 5 подп. "б" п. 25 настоящего постановления, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В силу подп. 2 п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 компенсация расходов, указанных в п. 2 настоящего постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подп. 1-3, 5 п. 2 названного постановления путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 не предусмотрено ограничение для указанных выше выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.
Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Отделом Военного комиссариата Челябинской области в период с июля 2012 года по декабрь 2012 года для проведения мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, привлекались работники общества.
Военным комиссариатом частично компенсированы обществу расходы по выплате среднего заработка работникам, призванным для выполнения воинской обязанности. Компенсация расходов общества в сумме 51 678 руб. 65 коп. на оплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не производилась.
Общество направило военному комиссариату претензии от 24.01.2013 N Юр.Тр. - 0045 и от 24.04.2013 N Юр.Тр. - 0262 с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которые оставлены без удовлетворения.
Оценив фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанции установили факт несения обществом расходов по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и, руководствуясь положениями п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, ч. 1 ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность компенсировать работодателю указанные расходы возложена на военный комиссариат.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества в части взыскания с военного комиссариата 51 678 руб. 65 коп. в возмещение расходов общества на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.11.2013 по делу N А76-13355/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отделом Военного комиссариата Челябинской области в период с июля 2012 года по декабрь 2012 года для проведения мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, привлекались работники общества.
...
Оценив фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанции установили факт несения обществом расходов по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и, руководствуясь положениями п. 7 ст. 1, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, ч. 1 ст. 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность компенсировать работодателю указанные расходы возложена на военный комиссариат."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2014 г. N Ф09-2270/14 по делу N А76-13355/2013