Екатеринбург |
|
02 июня 2014 г. |
Дело N А60-32106/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области (далее - филиал кадастровой палаты) от 05.11.2013 по делу N А60-32106/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Климовой Марины Ивановны (далее - предприниматель, заявитель) - Климова А.А. (доверенность от 01.11.2011).
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения филиала кадастровой палаты от 01.08.2013 N 66/13-130501 об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Решением суда от 05.11.2013 (судья Биндер А.Г.) заявленные требования удовлетворены, решение ответчика от 01.08.2013 N 66/13-130501 признано незаконным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе филиал кадастровой палаты просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на необоснованность выводов судов о том, что актуальной кадастровой стоимостью является та, которая установлена на 01.01.2010 в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление Правительства Свердловской области N 695-ПП). Заявитель полагает ошибочными выводы судов о том, что Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения кадастра недвижимости), не содержит запрета на внесение записей в "архивные" сведения. Кроме того, филиал кадастровой палаты не согласен с выводом арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что нарушение прав заявителя обжалуемым отказом может быть устранено лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости, так как данное решение ответчика не лишает заявителя права на уплату экономически обоснованного земельного налога.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.10.2012 по делу N А60-35269/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0108047:0035 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 8 269 466 руб.
Заявитель 05.07.2013 обратился в филиал кадастровой палаты с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0108047:0035, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Ответчик 01.08.2013 на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) вынес решение N 66/13-130501 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. В качестве основания отказа указано, что сведениям о кадастровой стоимости земельного участка, внесенными в кадастр на основании постановления Правительства Свердловской области N 695-ПП, присвоен статус "архивных", в связи с чем оснований для внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной по состоянию на 01.01.2010 не имеется.
Ссылаясь на то, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании п. 5 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов.
На основании с п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям указанного Закона.
В силу п. 1 ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 указанного Закона сведений об объекте недвижимости, в том числе сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме, определенном Порядком ведения кадастра недвижимости.
Согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения кадастра недвижимости в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости, дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Решением суда по делу N А60-35269/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0108047:0035 определена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 8 269 466 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области N 695-ПП таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01.01.2014.
По смыслу положений Федерального закона N 221-ФЗ сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости, которая применяется с более поздней даты, не должно лишать землепользователя права на внесение до этого времени платы за землю исходя из еще действующей кадастровой стоимости в размере рыночной.
Поскольку на момент вступления решения суда в законную силу по делу N А60-35269/2012 и на момент обращения предпринимателя в филиал кадастровой палаты с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельного участка, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, а имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости участка, внесенные 29.03.2013 на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, подлежали применению лишь с 01.01.2014, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у филиала кадастровой палаты оснований для отказа во внесении сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установленной судебным актом.
На основании изложенного суды обоснованно признали решение филиала кадастровой палаты от 01.08.2013 N 66/13-130501 об отказе в учете изменений кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0108047:0035 незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.11.2013 по делу N А60-32106/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
По смыслу положений Федерального закона N 221-ФЗ сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2014 г. N Ф09-2731/14 по делу N А60-32106/2013