Екатеринбург |
|
03 июня 2014 г. |
Дело N А07-11959/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Татариновой И.А..
судей Сухановой Н.Н., Лукьянова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Стерлитамакские железные дороги" (далее - общество "Стерлитамакские железные дороги") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 по делу N А07-11959/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Стерлитамакские железные дороги" - Заплетаев В.О. (доверенность от 22.01.2014 N 61), Яковец А.А. (доверенность от 16.08.2013 N 02АА1747616);
закрытого акционерного общества "Транснефтехим" (далее - общество "Транснефтехим", заявитель) - Козлов С.А. (доверенность от 18.12.2013 N 159). Романова И.И. (доверенность от 18.12.2013 N 158), Клименко Н.Е. (доверенность 18.12.2013 N 157).
От Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя управления. Ходатайство судом кассационной инстанции удовлетворено.
Общество "Транснефтехим" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 26.03.2013 N 8/3208 и обязании управления возобновить рассмотрение по существу дела N А-390/10-12 в отношении общества "Стерлитамакские железные дороги" по признакам нарушения запрета, предусмотренного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ), с привлечением к ответственности за нарушение установленного порядка ценообразования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 18.11.2013 (судья Хафизова С.Я.) заявление общества "Транснефтехим" удовлетворено частично. Решение управления от 26.03.2013 N 8/3208 признано недействительным, на управление возложена обязанность устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества "Транснефтехим" путем рассмотрения по существу заявления от 07.03.2013 N 433/03-13. По мнению суда первой инстанции, вывод антимонопольного органа о том, что общество "Стерлитамакские железные дороги" не занимает доминирующего положения на рынке таких услуг как отстой вагонов, перемещение вагонов, находящихся в отстое, эксплуатация ж.д. путей перевозчика, не является обоснованным и противоречит обстоятельствам дела, так как спорные услуги входят в технологический процесс оказания услуг по подаче и уборке вагонов в рамках заключённого между заявителем и обществом "Стерлитамакские железные дороги" договора на подачу и уборку вагонов от 28.06.2011 N 35 и осуществляются на товарном рынке оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих обществу "Стерлитамакские железные дороги", до ст. Косяковка Куйбышевской ж.д. (филиала ОАО "Российские железные дороги"). В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 (судьи Баканов В.В., Костин В.Ю., Малышев М.Б) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Стерлитамакские железные дороги" просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, услуги по предоставлению тепловоза в эксплуатацию, эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования общества "Стерлитамакские железные дороги", перемещению вагонов, находящихся в отстое, не входят в технологический процесс подачи и уборки вагонов, являются самостоятельными сопутствующими услугами, не относящимися к транспортным, цены на которые не подлежат государственному регулированию, и могут быть предоставлены обществу "Транснефтехим" другими организациями. В дополнениях к жалобе общество "Стерлитамакские железные дороги" ссылается на разъяснения Минэкономразвития РФ, изложенные в письме от 16.04.2009 N ДОЗ-412, согласно которым транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях, оказываемые организациями промышленно-железнодорожного транспорта, не являющимися субъектами естественных монополий, должны оплачиваться на договорной основе в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 8 Федерального закона "О естественных монополиях", таким образом, тарифы на указанные транспортные услуги не подлежат государственному регулированию, поскольку не относятся к сфере естественной монополии.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Транснефтехим" просит оставить судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованным, соответствующими п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нормой п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, действия по нарушению установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.
Для признания действий субъектов нарушающими требования указанной нормы необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в этой норме последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На основании Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" разработан "Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220, который необходимо использовать для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, в том числе при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно пункта 1.3. указанного Порядка, проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; е) определение уровня концентрации товарного рынка; ж) определение барьеров входа на товарный рынок; з) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; и) составление аналитического отчета.
В силу п. 1.4. Порядка не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии, а также при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения ч. 1, 2 и 5 ст. 11, ст. 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены железнодорожные перевозки.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что перевозочным процессом является совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками; железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" путями необщего пользования являются железнодорожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Подпунктом "а" п. 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, предусмотрено, что работы (услуги) по подаче и уборке вагонов, выполняемые на железнодорожном транспорте, в том числе в местах необщего пользования, отнесены к работам (услугам), выполняемым субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.
Согласно Разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации от 29.02.2003 N БН-5/776-Ш и Минэкономразвития России от 03.07.2003 N 05-635, под транспортными услугами следует понимать комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и др. Предоставление владельцем или арендатором инфраструктуры транспортных и других предприятий (железнодорожных подъездных путей) для осуществления транспортных услуг является видом деятельности, в отношении которой применяется государственное ценовое регулирование.
При установлении тарифа на подачу и уборку вагонов необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом, утвержденными распоряжением Минтранса РФ от 20.12.2001 N АН-104-р, в соответствии с которыми определяются экономически обоснованные тарифы на работы и услуги, выполняемые на железнодорожных подъездных путях организациями и предприятиями промышленного железнодорожного транспорта (ОПЖТ), не входящими в систему федерального железнодорожного транспорта, действующими на правах самостоятельных хозяйствующих субъектов, независимо от их юридического статуса.
К работам и услугам, выполняемым ОПЖТ, относятся подача и уборка вагонов к грузовым фронтам и другие технологические операции, обеспечивающие завоз, вывоз, внутреннюю транспортировку грузов и погрузочно-разгрузочные работы, под которыми понимаются холостые пробеги локомотивов, перемещение порожних вагонов, маневровые операции по подбору групп вагонов, расформирование и формирование маршрутов и тому подобное.
Под погрузочно-разгрузочными работами понимаются операции транспортировки грузов со складов или с подвижного состава других видов транспорта в вагоны и из вагонов на склады или в подвижной состав других видов транспорта, операции по транспортировке грузов вне и внутри складов, а также другие технологические операции, связанные с погрузкой и разгрузкой грузов.
При исследовании материалов дела судами установлено, что общество "Стерлитамакские железные дороги" имеет на праве собственности железнодорожные пути необщего пользования в количестве 79 путей, расположенных на ст. Химзаводская и Промышленная г. Стерлитамака Республики Башкортостан.
Между обществом "Транснефтехим" (экспедитор) и ОАО "Каустик" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции от 10.12.2009, согласно которому клиент поручает, а экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки грузов, принадлежащих клиенту, железнодорожным транспортом.
Между обществом "Транснефтехим" (контрагент) и обществом "Стерлитамакские железные дороги" (перевозчик) заключен договор на подачу и уборку вагонов от 28.06.2011 N 35 с учетом дополнительных соглашений от 01.10.2011 N 1, от 19.07.2012 N 2.
По условиям заключенного договора и дополнительных соглашений к нему перевозчик оказывает услуги по письменной заявке контрагента, а контрагент производит оплату оказанных перевозчиком услуг, в том числе по подаче/уборке (транспортированию) груженых и порожних вагонов, пришедших в адрес ОАО "Каустик" и контрагента от "северного парка" станции Косяковка, Стерлитамак Куйбышевской железной дороги до станций Промышленная, Химзаводская общества "Стерлимтамакские железные дороги" (далее ст. Промышленная, ст. Химзаводская), мест погрузки выгрузки и обратно; в локомотивно-вагонное депо перевозчика; - между цехами ОАО "Каустик"; - на весы ОАО "Каустик"; до малярного цеха контрагента и обратно; и других мест по заявке контрагента; по предоставлению тепловоза в эксплуатацию; по предоставлению места для отстоя вагонов на ж.д. путях перевозчика на ст. Промышленная и ст. Химзаводская; по перемещению вагонов, находящихся в отстое на железнодорожных путях перевозчика в процессе маневровой работы.
От погрузочно-разгрузочных фронтов ОАО "БСК" (ранее - ОАО "Каустик") до путей общего пользования (ОАО "Российские железные дороги") имеется выход только через пути необщего пользования, принадлежащие обществу "Стерлитамакские железные дороги" на праве собственности, иных железнодорожных путей, примыкающих к станциям Химзаводская и Промышленная г. Стерлитамак Республики Башкортостан для выхода груженых/порожних вагонов на железнодорожние пути общего пользования (ОАО "Российские железные дороги") не имеется.
Согласно протоколам согласования договорной цены по указанному договору, в том числе: 1) по протоколу согласования договорной цены N 2 (приложение N 4 к договору на подачу и уборку вагонов от 28.06.2011 N 35), стоимость услуг (тарифов), определена, в следующем размере: - подача уборка (транспортирование) вагонов (тн/км) - 2 руб. 32 коп. (п.1); - предоставление тепловоза в эксплуатацию (час.) - 1700 руб. (п.6); эксплуатация ж.д. путей Перевозчика (32, 75 км) (км) - 53870 руб.; 2) по протоколу согласования договорной цены N 3 (приложение N 4 к договору на подачу и уборку вагонов от 28.06.2011N 35) - подача уборка (транспортирование) вагонов (тн/км) - 2 руб. 32 коп. (п.1); предоставление тепловоза в эксплуатацию (час.) - 1700 руб. (п.6); предоставление места для отстоя вагонов на путях Перевозчика (тонна/сутки) - 4 руб. (п.7); перемещение вагонов, находящихся в отстое (тн/км) - 2 руб. 32 коп. (п.8).
Общество "Транснефтехим" обратилось в антимонопольный орган с заявлением от 08.11.2012 N 1609/11 (в окончательной редакции от 07.03.2013 N 433/03-13) том, что общество "Стерлитамакские железные дороги", являясь субъектом естественной монополии, занимая доминирующее положение в сфере предоставления услуг по подаче и уборке вагонов на принадлежащих ему на праве собственности путях необщего пользования, неправомерно устанавливает и вводит в действие тарифы, не согласованные с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, на следующие услуги: предоставление тепловоза в эксплуатацию; эксплуатация железнодорожных путей общества "Стерлитамакские железные дороги"; предоставление места для отстоя вагонов на путях общества "Стерлитамакские железные дороги"; перемещение вагонов, находящихся в отстое.
Приказом управления от 25.12.2012 N 663, изданным на основании письма Федеральной антимонопольной службы от 29.11.2012 N АГ/39545/12, в отношении общества "Стерлитамакские железные дороги" возбуждено дело N А-390/10-12 по признакам нарушения запрета, установленного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявления общества "Транснефтехим" управлением принято решение от 26.03.2013 о прекращении производства по делу N А-390/10-12 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества "Стерлитамакские железные дороги".
Вместе с тем судами выявлено, что при рассмотрении дела антимонопольным органом не проведен анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления недопущения, ограничения или устранения конкуренции, не исследованы представленные доказательства, свидетельствующие о доминирующем положении общества "Стерлитамакские железные дороги" на локальном товарном рынке оказания транспортных услуг на железнодорожных путях необщего пользования. Решение по результатам рассмотрения дела о нарушении обществом "Стерлитамакские железные дороги" антимонопольного законодательства вынесено управлением без исследования всех стадий технологического процесса подачи и уборки вагонов с учетом технологии работы химзавода ОАО "Каустик" (ОАО "БСК"). Антимонопольным органом не исследован вопрос о том, какие затраты и расходы включены в тариф на подачу и уборку вагонов, не приняты во внимание доводы общества "Стерлитамакские железные дороги", изложенные в письме от 18.07.2012 исх. N 744, о том, что услуга по отстою вагонов и перемещение вагонов, находящихся в отстое, вызвана технологическим процессом, связанным с бесперебойной работой производственных цехов ОАО "Каустик" (ОАО "БСК"), а не является отдельной самостоятельной услугой для отстоя вагонов, не участвующих в процессе перевозки грузов.
С учетом изложенного судами правильно удовлетворены заявленные обществом "Транснефтехим" требования в описанной части.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.11.2013 по делу N А07-11959/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Стерлитамакские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Стерлитамакские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 25.03.2014 N 399.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "а" п. 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, предусмотрено, что работы (услуги) по подаче и уборке вагонов, выполняемые на железнодорожном транспорте, в том числе в местах необщего пользования, отнесены к работам (услугам), выполняемым субъектом естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок.
...
Приказом управления от 25.12.2012 N 663, изданным на основании письма Федеральной антимонопольной службы от 29.11.2012 N АГ/39545/12, в отношении общества "Стерлитамакские железные дороги" возбуждено дело N А-390/10-12 по признакам нарушения запрета, установленного п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения заявления общества "Транснефтехим" управлением принято решение от 26.03.2013 о прекращении производства по делу N А-390/10-12 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества "Стерлитамакские железные дороги"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июня 2014 г. N Ф09-2523/14 по делу N А07-11959/2013