Екатеринбург |
|
27 мая 2014 г. |
Дело N А47-4267/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сухановой Н. Н., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.10.2013 по делу N А47-4267/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по тому же делу.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Оренбургской области - Филиповская О.Н. (служебное удостоверение N ТО 132605);
Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области - Макарова О.А. (доверенность от 25.12.2012 N 21).
Заместитель прокурора Оренбургской области обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий комиссии по реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство), выразившихся в принятии решения о признании индивидуальных предпринимателей Тукжанова Н.С., Груздевой З.Г., Гречкина А.В., Назаренко Т.Ю., Салахова Р.Н. победителями конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, оформленного протоколом заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства от 02.11.2012 N 6.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Тукжанов Н.С., Груздева З.Г., Гречкин А.В., Назаренко Т.Ю., Салахов Р.Н.
Решением суда от 14.10.2013 (судья Шабанова Т.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий комиссии незаконными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Баканов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Оренбургской области просит обжалуемые судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает несостоятельными выводы судов о возможности дополнительной оценки претендента экспертной группой, поскольку названная группа лишь рассматривает заключение первичной экспертизы и принимает решение о допуске претендентов к дальнейшему участию. Кроме того, заместитель прокурора Оренбургской области ссылается на отсутствие законодательного урегулирования порядка внесения изменений в протоколы заседаний экспертной группы комиссии по реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.07.2011 N 647-пп утверждена областная целевая программа "О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области" (далее - программа) на 2012-2014 годы.
Пунктом 11 раздела III приложения N 2 к программе предусмотрена финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства в виде программы поддержки начинающих - гранты начинающим на создание собственного бизнеса.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 N 508-п утвержден "Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области на создание и развитие собственного бизнеса" (далее - Порядок), который определяет механизм и условия предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам за счет средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.
Согласно п. 7 Порядка организатором проведения отбора субъектов в целях предоставления им грантов является Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, которое своим приказом утверждает положение о порядке работы и составе экспертной группы и комиссии по реализации мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 17.08.2012 N 58 "О реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства" утверждены Положение об экспертной группе по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки, состав экспертной группы, Положение о комиссии по реализации мер государственной поддержки, состав комиссии.
Согласно п. 5 Порядка основаниями для отказа в предоставлении гранта начинающим субъектам малого предпринимательства являются: установление факта предоставления субъектом недостоверных сведений; несоответствие субъекта условиям, установленным в п. 2 Порядка; оценка бизнес-проекта субъекта ниже 7 баллов.
В соответствии с п. 8 Порядка первичную экспертизу документов, указанных в п. 7 Порядка, в течение 20 рабочих дней осуществляет член экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (далее - эксперт), о чем составляется заключение. Эксперт проводит проверку документов на их соответствие перечню, установленному п. 7 Порядка, и оформления проекта бизнес-плана.
После проведенной первичной экспертизы документы направляются на рассмотрение экспертной группы по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки (далее - экспертная группа), которая в течение 14 рабочих дней проверяет проект на соответствие условиям, целям получения гранта.
Защита бизнес-проекта осуществляется субъектом лично на заседании экспертной группы, где он своими экономически обоснованными расчетами защищает его перспективность и актуальность. Решение экспертной группы о допуске к дальнейшему участию в конкурсе оформляется протоколом, который подписывают все члены экспертной группы, после чего проект направляется на рассмотрение в комиссию по реализации мер государственной поддержки (далее - комиссия). Экспертная группа обязана в установленные сроки рассмотреть все представленные на конкурс бизнес-проекты и выдать по ним экспертные заключения.
Комиссия рассматривает документы в порядке очередности их регистрации и с учетом протокола заседания экспертной группы принимает решение о предоставлении или отказе в выдаче гранта субъекту, которое фиксируется в протоколе. Протокол подписывают все члены комиссии.
Срок рассмотрения документов на предоставление гранта со дня поступления заявки в министерство до принятия решения комиссией должен составлять не более 45 рабочих дней. В случае превышения объема заявок на получение грантов над лимитом бюджетных средств, предусмотренных на эти цели, комиссия принимает решение о предоставлении гранта участнику, подавшему заявку ранее. Решение комиссии публикуется на официальном сайте министерства в сети Интернет по адресу: www.oreneconomy.ru в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола.
На основании подписанного протокола заседания комиссии министерство в течение 30 календарных дней со дня его опубликования на официальном сайте министерства заключает договоры о предоставлении субсидий с субъектами, в отношении которых принято решение о предоставлении государственной поддержки.
В соответствии с п. 9 Положения об экспертной группе по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки, утвержденного приказом министерства от 17.08.2012 N 58, решение экспертной группы, с присвоением претенденту итогового балла, вырабатывается непосредственно в заседаниях группы и утверждается открытым голосованием, простым большинством голосов от общего числа присутствующих членов экспертной группы.
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанцией установлено, что в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.12.2012 N 76/1-335-12 прокуратурой Оренбургской области проведена проверка исполнения министерством требований законодательства в области защиты прав предпринимателей.
В ходе проверки прокурором Оренбургской прокуратуры выявлен факт нарушения Порядка предоставления грантов, выразившийся в принятии комиссией по реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства решения о признании индивидуальных предпринимателей Тукжанова Н.С., Груздевой З.Г., Гречкина А.В., Назаренко Т.Ю., Салахова Р.Н. победителями конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, оформленного протоколом заседания комиссии от 02.11.2012 N 6.
На основании исследования представленных в материалы дела документов и письменных пояснений третьих лиц, привлеченных к участию в деле, судами установлено, что протоколы заседания экспертной группы от 09.10.2012 N 5, 18.10.2012 от N 6 и протокол заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки от 02.11.2012 N 6 содержат предварительные оценки, присвоенные экспертом, вместо итоговых баллов претендентов Тукжанова Н.С., Груздевой З.Г., Гречкина А.В., Назаренко Т.Ю., Салахова Р.Н., присвоенных им решением экспертной группы.
Судами выявлено, что последующими изменениями, внесенными протоколами заседания экспертной группы от 30.08.2013 N 6, N 7 и протоколом заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки от 30.08.2013 N 11, произведено исправление допущенных в тексте первоначальной редакции протоколов ошибок в части отражения итоговых баллов претендентов, присвоенных по результатам защиты бизнес-проектов.
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: объяснительной начальника отдела поддержки предпринимательства, приказа о применении дисциплинарного взыскания от 30.04.2013 N 121-кл, заключения от 30.04.2013 N 03-2013-СП о результатах служебной проверки, суды установили, что протоколы от 30.08.2013 N 6, 7, 11 подписаны всеми присутствовавшими на заседании членами экспертной группы и комиссии по реализации мер государственной поддержки, созданной на межведомственной основе, и заключили, что последнее обстоятельство исключает фальсификацию указанных материалов министерством.
Кроме того, оценив фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу о том, что внесение указанных изменений не свидетельствует о нарушении экспертной группой и комиссией министерства абз. 4 п. 5 Порядка, поскольку проведение экспертом первичной экспертизы представленных претендентом документов с присвоением предварительного балла в соответствии с п. 8 Порядка не исключает возможности последующего пересмотра оценки претендента на заседании экспертной группы по результатам защиты представленного бизнес-проекта, так как согласно п. 9 Положения об экспертной группе по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание мер государственной поддержки, утвержденного Приказом министерства от 17.08.2012 N 58, решение экспертной группы, с присвоением претенденту итогового балла, вырабатывается непосредственно в заседаниях группы и утверждается открытым голосованием, простым большинством голосов от общего числа присутствующих членов экспертной группы
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу о том, что внесение изменений в первоначальную редакцию текста спорного протокола от 02.11.2012 N 6 спустя 10 месяцев после даты заседания комиссии в целях приведения документации в соответствие с фактическими обстоятельствами конкурса не свидетельствует о нарушении заинтересованным лицом порядка предоставления грантов.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что окончательное решение экспертной группой и комиссией по реализации мер государственной поддержки принято в установленный 45-дневный срок с момента поступления документов от претендентов и является верным по существу. Внесенные поправки не изменяют содержания названного решения, ошибок при подсчетах итоговых баллов претендентов судами не выявлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии нарушений требований законодательства в действиях комиссии министерства по реализации мер государственной поддержки, выразившихся в принятии решения о признании индивидуальных предпринимателей Тукжанова Н.С., Груздевой З.Г., Гречкина А.В., Назаренко Т.Ю., Салахова Р.Н. победителями конкурса на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, и правомерно отказали в удовлетворении требований о признании указанных действий незаконными.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заместителя прокурора Оренбургской области, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.10.2013 по делу N А47-4267/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Н.Н.Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: объяснительной начальника отдела поддержки предпринимательства, приказа о применении дисциплинарного взыскания от 30.04.2013 N 121-кл, заключения от 30.04.2013 N 03-2013-СП о результатах служебной проверки, суды установили, что протоколы от 30.08.2013 N 6, 7, 11 подписаны всеми присутствовавшими на заседании членами экспертной группы и комиссии по реализации мер государственной поддержки, созданной на межведомственной основе, и заключили, что последнее обстоятельство исключает фальсификацию указанных материалов министерством.
...
Доводы заместителя прокурора Оренбургской области, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 мая 2014 г. N Ф09-1667/14 по делу N А47-4267/2013
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1667/14
21.05.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4267/13
24.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13131/13
14.10.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4267/13