Екатеринбург |
|
15 мая 2014 г. |
Дело N А60-29611/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Семеновой З.Г., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2013 по делу N А60-29611/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Химпродукция" - Манская Т.В. (доверенность от 04.02.2014 N 06-10).
Открытое акционерное общество "Химпродукция" (далее - общество "Химпродукция") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решений федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - Кадастровая палата) от 17.07.2013 N 66/13-119535, от 17.07.2013 N 66/13-119542; об обязании ответчика произвести государственный кадастровый учет изменений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0704045:5 и 66:41:0509013:50 (далее - спорные земельный участки) и незамедлительно предоставить заявителю соответствующие документальные подтверждения.
Определением суда от 12.08.2013 в соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2013 (судья Григорьева С.Ю.) заявленные требования удовлетворены; решения Кадастровой палаты от 17.07.2013 N 66/13-119535 и от 17.07.2013 N 66/13-119542 признаны незаконными, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: произвести государственный кадастровый учет изменений спорных земельных участков.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Кадастровая палата обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 1, 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), п. 8, 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель полагает, что в соответствии с действующим законодательством государственный кадастр недвижимости может содержать только один размер кадастровой стоимости, внесенный по результатам новой, утвержденной на более позднюю дату государственной кадастровой оценки. По мнению заявителя, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленной решением суда по делу N А60-6451/2013 по состоянию на 01.01.2010 не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости, так как на момент обращения общества "Химпродукция" с заявлением о внесении этих сведений в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32. Кадастровая палата считает решение суда по указанному делу неисполнимым. Как полагает заявитель, действующим законодательством не предусмотрена возможность изменять сведения о кадастровой стоимости, имеющие архивный статус. По мнению заявителя, кадастровая стоимость в размере равном рыночной, установленная решением суда, в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит применению в целях, установленных законодательством, независимо от внесения ее в государственный кадастр недвижимости. В связи с чем оспариваемым отказом права и законные интересы общества "Химпродукция" не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Химпродукция" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.05.2013 по делу N А60-6451/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704045:5 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 32 830 000 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509013:50 признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 87 650 000 руб.
Общество "Химпродукция" 21.06.2013 обратилось в Кадастровую палату с заявлениями о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения: о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704045:5, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010; о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509013:50, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Решениями от 17.07.2013 N 66/13-119535 и N 66/13-119542 отказано в учете изменений объекта недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости". В качестве основания отказа уполномоченным органом указано, что сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, внесенными в кадастр на основании Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, присвоен статус "архивных", в связи с чем оснований для внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01.01.2010 не имеется.
Полагая, что указанные решения являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества "Химпродукция", последнее обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует положениям Закона "О государственном кадастре недвижимости", Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими действующему законодательству и установленным обстоятельствам спора.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 названного закона).
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Решением суда по делу N А60-6451/2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704045:5 и земельного участка с кадастровым номером 66:41:0509013:50, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, определена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, в размере 32 830 000 руб. и в размере 87 650 000 руб. соответственно.
Согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП (далее - постановление N 695-ПП) таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
По смыслу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Поскольку на момент вступления в законную силу решения суда по делу N А60-6451/2013 и на момент обращения общества "Химпродукция" в Кадастровую палату с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у Кадастровой палаты оснований для отказа во внесении сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установленной судебным актом.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решения суда, которое направлено на восстановление прав общества "Химпродукция", обоснованно признано судами нарушающим права названного общества и противоречащим ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами обоснованно отклонена ссылка Кадастровой палаты на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению).
С учетом изложенного отказ заинтересованного лица во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, судом апелляционной инстанции правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права. Кроме того, они являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.10.2013 по делу N А60-29611/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
...
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
...
По смыслу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
...
Судами обоснованно отклонена ссылка Кадастровой палаты на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2014 г. N Ф09-2596/14 по делу N А60-29611/2013