Екатеринбург |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А76-14905/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Челябинска и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2013 по делу N А76-14905/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ДМ-Строй" - Оглезнева Е.Г. (доверенность от 22.04.2014).
Общество с ограниченной ответственностью "ДМ-Строй" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации г. Челябинска от 19.07.2013 N 4149 "Об отмене разрешения на строительство от 04.07.2013 N RU74315000-144-г-2013".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска (далее - управление).
Решением суда от 29.10.2013 (судья Бастен Д.А.) заявленные требования общества удовлетворены. Распоряжение Администрации г. Челябинска от 19.07.2013 N 4149 "Об отмене разрешения на строительство от 04.07.2013 N RU74315000-144-г-2013" признано недействительным как не соответствующее нормам действующего законодательства
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Баканов В.В., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Администрация г. Челябинска и управление просят обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права. Заявители кассационной жалобы полагают, что разрешение на строительство от 04.07.2013 N RU74315000-144-г-2013 обоснованно отменено оспариваемым распоряжением Администрации г. Челябинска от 19.07.2013 N 4149 в связи с отсутствием документов, предусмотренных ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Заявители указывают на несоответствие величины площади застройки, указанной в проектной документации, площади, указанной в градостроительном плане земельного участка, поясняя, что отмеченные обстоятельства явились основанием для отмены выданного разрешения на строительство в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, заявители ссылаются на неправомерное предоставление суду обществом и принятие для оценки судом апелляционной инстанции разделов проектной документации (шифр проекта 169-12-12), которые не были представлены в орган местного самоуправления при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство.
По мнению общества, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы учреждения направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно п. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что распоряжением Администрации г. Челябинска от 05.04.2013 N 1897 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства объектов торговли и бытового обслуживания вдоль ул. Братьев Кашириных от ул. 40-летия Победы до местного проезда в Калининском районе г.Челябинска.
Далее, 04.07.2013 Администрацией г. Челябинска обществу выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - объектов торговли и бытового обслуживания по ул. Братьев Кашириных (здание N 1) (шифр проекта 169-12-12) N RU74315000-144-г-2013. Строительство данного объекта планируется на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0601003:0038, который находится у общества на праве аренды на основании договора краткосрочной аренды земли от 24.10.2011 УЗ N 010280-К-2011.
Распоряжением Администрации г. Челябинска от 19.07.2013 N 4149 разрешение на строительство от 04.07.2013 N RU74315000-144-г-2013 отменено. Основанием для принятия указанного распоряжения названа ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в качестве причин указано на отсутствие документов (сведения об инженерном оборудовании), предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Судом апелляционной инстанции, в целях полного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела, в соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворены ходатайства сторон о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Обществом представлены следующие доказательства: копии заявления о выдаче разрешения на строительство N 144-г-2013 объектов торговли и бытового обслуживания и комплексного благоустройства территории вдоль ул. Бр. Кашириных (здание N 1), писем общества с ограниченной ответственностью "Уралстройсервис" в адрес общества от 01.04.2013 N 64, от 03.06.2013 N 86, заявки общества от 13.05.2013 исх. N 178 в адрес директора филиала открытого акционерного общества "МРСК Урала" "Челябэнерго" ПО "ЧГЭС" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а также оригиналы проектной документации "Объекты торговли и бытового обслуживания (здания N 1, 2, 3) в Калининском районе г.Челябинска", раздел "Инженерные сети: ОВ, ВК, ЭО" шифр 169-12-12, раздел "Архитектурно-строительные решения" (здание N 1), шифр 169-12-12-АС.
Управлением представлены суду оригинал заявления общества о выдаче разрешения на строительство N 144-г-2013 объектов торговли и бытового обслуживания и комплексного благоустройства территории вдоль ул. Бр. Кашириных (здание N 1), а также пакет документов, представленных, по утверждению третьего лица, для получения разрешения на строительство в надлежаще заверенных копиях:
- приказ общества от 31.05.2013 N 64 об утверждении проектно-сметной документации на строительство объектов;
- распоряжение первого заместителя Главы города Челябинска от 11.03.2010 N 16141-д "О предоставлении земельного участка в аренду для строительства объектов торговли и бытового обслуживания и комплексного благоустройства территории вдоль ул. Братьев Кашириных от ул. 40 лет Победы до местного проезда в Калининском районе г. Челябинска обществу с ограниченной ответственностью "ДМ-Строй";
- градостроительный план земельного участка N RU74315000-0000000003352;
- договор от 24.10. 2011. УЗ N 010280-К-2011 краткосрочной аренды земли г. Челябинска с актом приема-передачи земельного участка от 24.10.2011 с кадастровым номером 74:36:06 01 003:00038;
- распоряжение Администрации г. Челябинска от 17.06.2013 N 3462 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекты торговли и бытового обслуживания) по ул. Братьев Кашириных от ул. 40 лет Победы до местного проезда в Калининском районе г. Челябинска";
- распоряжение Администрации г. Челябинска от 05.04.2013 N 1897 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка для строительства объектов торговли и бытового обслуживания вдоль ул. Братьев Кашириных от ул. 40-летия Победы до местного проезда в Калининском районе г. Челябинска".
- технические условия подключения (технологического присоединения ) объектов общества к централизованным системам водоснабжения и водоотведения от 06.05.2013 N 4-17, выданные Муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения";
-технические условия от 15.05.2013 N 45/2013 к тепловым сетям общества, выданные Муниципальным унитарным предприятием "Челябинские коммунальные сети";
-технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям для строительства на объекте, выданные обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт-Гео" с приложениями;
-пояснительная записка общества с ограниченной ответственностью "Уралстройсервис" к рабочему проекту "Объекты торговли и бытового обслуживания по ул. Бр.Кашириных в Калининском районе г. Челябинска", шифр 169-12-12;
-проектная документация, раздел "Схема планировочной организации земельного участка", шифр 169-12-12-ПЗУ;
-эскизный проект "Объекты торгового и бытового обслуживания", шифр 169-12-12;
- проектная документация, раздел "проект организации строительства", шифр 169-12-12-ПОС.
На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций признали вывод Администрации г. Челябинска об отсутствии в пакете представленных обществом документов сведений об инженерном оборудовании противоречащим материалам дела
При этом, суд апелляционной инстанции указал на раздел проектной документации "Инженерные сети: ОВ, ВК, ЭО", шифр 169-12-12 в оригинале, датированный маем 2013 г., отметив отсутствие оснований полагать, что названный документ не был представлен в управление в пакете документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Кроме того, судами установлено, что в составе представленной проектной документации имеется раздел "Схема планировочной организации земельного участка", которым указаны проектируемые водопровод - В1, канализация - К1, тепловые сети - ТС. Также обществом были представлены технические условия к тепловым сетям объекта, технические условия для присоединения к электрическим сетям, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 04.06.2013 N 7211, заключенный с открытым акционерным обществом "МРСК Урала".
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что указание управлением на нарушение обществом ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в предоставлении неполного пакета документов, в котором отсутствовали сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Довод Администрации г. Челябинска и управления о том, что указанная в проектной документации площадь застройки указанного объекта, состоящего из трех одинаковых зданий, составляет 1 550, 2 кв.м., в то время, как в градостроительном плане земельного участка площадь застройки объекта, состоящего из 3х зданий, составляет 1500 кв.м., то есть о несоответствии проектной документации требованиям градостроительного плана также проверен и отклонен судами обеих инстанций как противоречащий содержанию проектной документации.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным оспариваемое распоряжение Администрации г. Челябинска от 19.07.2013 N 4149 "Об отмене разрешения на строительство от 04.07.2013 N RU74315000-144-г-2013".
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.10.2013 по делу N А76-14905/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации города Челябинска и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций признали вывод Администрации г. Челябинска об отсутствии в пакете представленных обществом документов сведений об инженерном оборудовании противоречащим материалам дела
При этом, суд апелляционной инстанции указал на раздел проектной документации "Инженерные сети: ОВ, ВК, ЭО", шифр 169-12-12 в оригинале, датированный маем 2013 г., отметив отсутствие оснований полагать, что названный документ не был представлен в управление в пакете документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Кроме того, судами установлено, что в составе представленной проектной документации имеется раздел "Схема планировочной организации земельного участка", которым указаны проектируемые водопровод - В1, канализация - К1, тепловые сети - ТС. Также обществом были представлены технические условия к тепловым сетям объекта, технические условия для присоединения к электрическим сетям, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 04.06.2013 N 7211, заключенный с открытым акционерным обществом "МРСК Урала".
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что указание управлением на нарушение обществом ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившееся в предоставлении неполного пакета документов, в котором отсутствовали сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2014 г. N Ф09-2615/14 по делу N А76-14905/2013
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2615/14
04.02.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13669/13
29.10.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14905/13
28.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10711/13