Екатеринбург |
|
29 мая 2014 г. |
Дело N А76-16004/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2013 по делу N А76-16004/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Челябинского филиала N 2 (далее - учреждение, фонд) - Адгамова С.И. (доверенность от 31.12.2013), Авдиенок Е.А. (доверенность от 31.12.2013);
общества - Гордеева О.А. (доверенность от 06.11.2013), Петрова Н.Н. (доверенность от 08.08.2013), Левина О.Г. (доверенность от 06.11.2013).
Общество в лице структурного подразделения - Южно - Уральской дирекции по ремонту пути (далее - дирекция, структурное подразделение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании решения учреждения от 01.06.2012 N 104/128 н/с недействительным в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 10 301 006 руб. 31 коп., начисления соответствующих пеней, за исключением пеней на расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, и применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), за неуплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Оспариваемое решение вынесено по результатам выездной проверки по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, которой установлены факты неверного применения страхового тарифа для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением суда первой инстанции от 20.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 10.07.2013 решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2012 по делу А76-16004/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по тому же делу отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2013 (судья Белый А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 (судьи Бояршинова Е.В., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно пришли к выводу об обоснованности применения учреждением тарифа в размере 0,9% по виду экономической деятельности 45.23.1 "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов" для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По мнению заявителя, поскольку обществом (головной организацией) используется тариф 0,4% для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то учреждение не вправе присваивать обособленному подразделению головной организации более высокий класс профессионального риска и доначислять недоимку и штрафные санкции.
Общество полагает, что деятельность Южно - Уральской дирекции по ремонту пути является одной из составляющих деятельности магистрального железнодорожного транспорта и направлена на единый конечный результат основной деятельности самого общества (перевозочного процесса).
В связи с этим общество считает, что дирекция не является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, общество отмечает, что суды не рассмотрели вопрос о наличии у страхователя смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить размер штрафных санкций.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества также указал на допущенное административным органом нарушение требований, предъявляемых Кодексом к производству по делу об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу общества фонд просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В силу ст. 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ под классом профессионального риска понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
В статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ среди основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний значится дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно п. 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Пунктом 9 Правил установлено, что основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в п. 3 Порядка, исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
При этом статус филиала страхователя как его обособленного подразделения не влечет автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку для установления данного статуса необходимо наличие совокупности всех перечисленных выше условий, предусмотренных в п. 7 Порядка, а также соблюдение установленной пунктом 8 Порядка процедуры отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений (подача заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя с приложением соответствующих документов).
Основополагающим признаком, позволяющим признать обособленное подразделение страхователя самостоятельной классификационной единицей в соответствии с перечисленными выше требованиями, является осуществление данным подразделением вида экономической деятельности, отличного от основного вида экономической деятельности коммерческой организации в целом.
Согласно введению к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ОК 029-2001, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД) экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
При классификации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технически сложных объектов по общему правилу следует применять код по ОКВЭД, установленный для основного вида деятельности.
Обособленное подразделение коммерческой организации может признаваться осуществляющим вид деятельности, отличный от основного вида экономической деятельности самого юридического лица, и в этом качестве выступать самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лишь в том случае, когда осуществляемая им деятельность имеет собственную конечную деловую цель, отличную от цели основного вида экономической деятельности, в результате нее обособленным подразделением производится собственная продукция, либо выполняются работы и оказываются услуги третьим лицам.
При этом виды деятельности обособленного подразделения должны устанавливаться не на основании документов о возможных видах деятельности подразделения, а на основании фактически осуществляемых в течение спорных периодов видов деятельности.
При новом рассмотрении настоящего дела судами установлено, что обществом представлены в учреждение справки в подтверждение основного вида экономической деятельности в соответствии с п. 3 Порядка. Вид деятельности структурного подразделения общества указан страхователем по коду ОКВЭД 60.10.1 - деятельность магистрального железнодорожного транспорта, то есть по коду, аналогичному коду деятельности, принадлежащему самому обществу.
Проверкой, проведенной страховщиком, установлено, что деятельность структурного подразделения страхователя соответствует коду ОКВЭД 45.23.1 "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов", поскольку для выполнения возложенных задач по ремонту и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна структурное подразделение наделено имуществом, учитываемым на отдельном балансе. На балансе структурного подразделения числятся более 100 единиц машин тяжелого типа, железнодорожно-строительные машины, краны различной грузоподъемности, автогрейдеры, бульдозеры, тракторы различной мощности, автомобили различной мощности и грузоподъемности (до 42,5 тонн), другая строительная техника, технологическое оборудование, путевой электрический, механический, гидравлический и пневматический инструмент.
В ходе проверки структурным подразделением были представлены договоры на оказание услуг по новому строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту верхнего строения пути, земляного полотна и других составных частей железнодорожного пути и элементов составных частей железнодорожного пути (рельсы, стрелочные переводы и др.), из которых проверяющие лица усмотрели, что работы выполнялись в соответствии с техническими и строительными требованиями, нормами, правилами и техническими условиями.
В проверенном периоде страхователь выполнял работы по договорам со сторонними организациями, связанные с капитальным ремонтом объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования - работы по всем видам капитального, среднего ремонта железнодорожного пути, а также отдельные работы по замене рельсов и стрелочных переводов железнодорожных путей, работы по капитальному ремонту и реконструкции верхнего строения пути.
Оценив указанные обстоятельства, суды установили, что структурное подразделение имеет самостоятельные счета, осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерский, налоговый, статистический, оперативный учет, составляет отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет отдельный баланс, являющийся составной частью баланса предприятия, самостоятельно составляет и представляет в органы расчетные ведомости по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, при этом структурное подразделение филиала общества осуществляет самостоятельный вид экономической деятельности, который не является основным видом экономической деятельности страхователя.
Судами учтено, что штат сотрудников структурного подразделения укомплектован работниками следующих профессий, непосредственно связанных с производством строительных работ по ремонту и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна (2009 год): машинисты и помощники машинистов железнодорожно-строительных машин, кранов различной грузоподъемности, автогрейдеров, бульдозеров, тракторов различной мощности и другой строительной техники - 469 человек (17 % от общей численности), монтеров пути -796 человек (29 %), дорожных мастеров укладочных кранов - 80 (2 %), бригадиров пути - 63 (2 %), водителей автомобилей различной мощности и грузоподъемности-160 (5 %).
Таким образом, судами определено, что работники структурного подразделения выполняют трудовые функции и осуществляют производственную деятельность, имеющую вредные и опасные производственные факторы, напрямую не связанные с осуществлением страхователем деятельности магистрального железнодорожного транспорта.
При этом судами выявлено, что структурным подразделением выполняются работы связанные с осуществлением деятельности по проведению всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна, а именно: работы по всем видам капитального, среднего и подъемочного ремонта земляного полотна, верхнего строения пути, элементов составных частей железнодорожного пути (рельсов, стрелочных переводов, рельсовых сцеплений, шпал, балласта и другие), а также отдельные работы по замене рельсов и стрелочных переводов железнодорожных путей общего пользования.
В состав общества входят структурные подразделения: путевые машинные станции N 16, 36, 42, 47, 172, 173, 174, 176, 286, рельсосварочный поезд N 15. Структурные подразделения фактически осуществляют деятельность по проведению всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна на основании договоров, заключаемых обществом в лице начальника дирекции, и не выделены в самостоятельные классификационные единицы для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Судами также установлено, что деятельность дирекции в проверяемом периоде осуществлялась на основании свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, полученной обществом на этот вид деятельности.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что все ресурсы обособленного подразделения, а именно: оборудование, рабочая сила, технологии, основные средства, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы в проверенном периоде были объединены в производственный процесс, имеющий целью осуществление всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна. Наибольший удельный вес фактически оказанных услуг страхователем составляли услуги по ремонту и строительству железнодорожных путей и инфраструктуры. Договоры перевозки страхователем не заключались. Выручка от оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты, осуществляемых на основании договоров перевозки, на расчетный счет структурного подразделения в течение проверяемого периода не поступала. Доходы по виду деятельности "перевозки" в бухгалтерском учете не отражены.
С учетом изложенного судами обоснованно отказано в удовлетворении требований общества о признании решения учреждения от 01.06.2012 N 104/128 н/с недействительным в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 10 301 006 руб. 31 коп., начисления соответствующих пеней и применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, за неуплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судом соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод заявителя о том, что суды не рассмотрели вопрос о наличии у страхователя смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить размер штрафных санкций, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку судом первой инстанции названный довод рассмотрен и отклонён по результатам его оценки. Следует отметить, что право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит судам первой и апелляционной инстанций.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, также являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
Согласно подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 руб.
Поскольку обществом за подачу кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., излишне уплаченная по платёжному поручению от 14.03.2014 N 2330 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2013 по делу N А76-16004/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 14.03.2014 N 2330.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что деятельность дирекции в проверяемом периоде осуществлялась на основании свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, полученной обществом на этот вид деятельности.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что все ресурсы обособленного подразделения, а именно: оборудование, рабочая сила, технологии, основные средства, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы в проверенном периоде были объединены в производственный процесс, имеющий целью осуществление всех видов ремонта и реконструкции железнодорожного пути, сооружений и земляного полотна. Наибольший удельный вес фактически оказанных услуг страхователем составляли услуги по ремонту и строительству железнодорожных путей и инфраструктуры. Договоры перевозки страхователем не заключались. Выручка от оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты, осуществляемых на основании договоров перевозки, на расчетный счет структурного подразделения в течение проверяемого периода не поступала. Доходы по виду деятельности "перевозки" в бухгалтерском учете не отражены.
С учетом изложенного судами обоснованно отказано в удовлетворении требований общества о признании решения учреждения от 01.06.2012 N 104/128 н/с недействительным в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 10 301 006 руб. 31 коп., начисления соответствующих пеней и применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, за неуплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации"
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2014 г. N Ф09-6625/13 по делу N А76-16004/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6625/13
04.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6625/13
27.01.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12262/13
30.09.2013 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-16004/12
10.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6625/13
27.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1226/13
27.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2037/13
20.12.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-16004/12