Екатеринбург |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А34-3691/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водный союз" (далее - общество, заявитель; ИНН 4501158733, ОГРН 1104501002209) на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.12.2013 по делу N А34-3691/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - департамент; ИНН 4501125382, ОГРН 1064501179610) о признании недействительным предписания от 25.03.2013 N 14-16/15-П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области (далее - управление Росприроднадзора).
Решением суда от 03.12.2013 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, предписание, содержащее указания, которые могут быть неоднозначно истолкованы обязанным лицом, не может быть признано соответствующим критериям определенности и допустимости.
В отзыве на кассационную жалобу департамент и Управление Росприроднадзора просят в ее удовлетворении отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Из обстоятельств дела следует, что спор между сторонами возник из-за несогласия общества с предписанием управления Роспророднадзора от 25.03.2013 N 14-16/15П, которым на него возложена обязанность на основании п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ в срок до 01.06.2013 получить разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в р. Плоская.
,Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
При сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
На основании ст. 19 Закона N 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
На основании п. 2, 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика), нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта в соответствии со ст. 20 и 21 Закона N 7-ФЗ.
Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством. Величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин нормативов допустимых сбросов осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией. Методикой также предусмотрено, что величины нормативов допустимых сбросов определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта.
Отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ), п. 3 ст. 17 которого предусмотрено, что к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.
При исследовании материалов дела судами установлено, что целями и предметом деятельности общества являются, в том числе, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.
В г. Куртамыш Курганской области общество осуществляет услуги по водоотведению сточных вод через очистные сооружения.
Решением от 27.05.2011 департамент предоставил обществу в пользование водный объект - реку Куртамыш, в целях сброса сточных вод. Хозяйственно - бытовые и производственные сточные воды от населения и предприятий г. Куртамыша поступают на очистные сооружения биологической очистки сточных вод. Очищенные сточные воды после очистных сооружений канализации по самотечному коллектору из чугунных труб диаметром 200 мм и длиной 30 м сбрасываются в р. Плоская, далее через 900 м в р. Куртамыш. Выпуск береговой, низ трубы находится на 20-30 см выше уреза воды при НПУ, в период паводка находится в подпоре. Срок водопользования установлен по 31.12.2014.
Судами обоснованно указано, что общество не имеет разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект - р. Плоская, в то время как оно использует водный объект, при этом сброс загрязняющих веществ со сточными водами в р. Плоская является сверхнормативным (по данным 2 ТП (Водхоз) за 2012 г. в водный объект р. Плоская сверхнормативно сброшено более 147 т загрязняющих веществ различных классов опасности).
Суды на основании представленных Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и филиалом по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов по Курганской области сведений пришли к правомерному выводу о том, что р. Плоская следует отнести к категории водных объектов рыбохозяйственного значения при отсутствии таких сведений в государственном рыбохозяйственном реестре.
Также суды правильно указали на то, что действующим законодательством для природопользователя предусмотрена возможность определить количество химических и иных веществ, допустимых для сброса в водный объект без нарушения его количественных характеристик расчетным способом, но в количестве, не превышающем нормативы качества воды водного объекта, установленные в приказе Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", а в случае, если естественный природный фон водного объекта превышает нормативы качества воды, то исходя из сформировавшегося природного фона качества воды самого водного объекта, что предусмотрено Методикой.
В этой связи судами обоснованно отклонены доводы общества о том, что поскольку условия водопользования в отношении р. Плоская не установлены, отсутствуют нормативы качества водного объекта, то невозможно разработать нормативы допустимого сброса в р. Плоская и получить разрешение на сброс загрязняющих веществ.
С учетом приведенных норм права и изложенных обстоятельств суды пришли к правильным выводам о законности оспариваемого предписания управления, а также о том, что оно не нарушает прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку они были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.12.2013 по делу N А34-3691/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Водный союз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды на основании представленных Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и филиалом по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов по Курганской области сведений пришли к правомерному выводу о том, что р. Плоская следует отнести к категории водных объектов рыбохозяйственного значения при отсутствии таких сведений в государственном рыбохозяйственном реестре.
Также суды правильно указали на то, что действующим законодательством для природопользователя предусмотрена возможность определить количество химических и иных веществ, допустимых для сброса в водный объект без нарушения его количественных характеристик расчетным способом, но в количестве, не превышающем нормативы качества воды водного объекта, установленные в приказе Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", а в случае, если естественный природный фон водного объекта превышает нормативы качества воды, то исходя из сформировавшегося природного фона качества воды самого водного объекта, что предусмотрено Методикой."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2014 г. N Ф09-3388/14 по делу N А34-3691/2013