Екатеринбург |
|
23 мая 2014 г. |
Дело N А60-34230/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Платоновой Е.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2013 по делу N А60-34230/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-центр" (далее - общество "Регион-центр") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными решений учреждения "Федеральная кадастровая палата" от 07.08.2013 N 66/13-134231, 66/13-134244, от 09.08.2013 N 66/13-136284, 66/13-136287, 66/13-136293, 66/13-136588, обязании учреждения "Федеральная кадастровая палата" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 31 по Свердловской области и Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области.
Решением суда от 08.11.2013 (судья Биндер А.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения учреждения "Федеральная кадастровая палата" от 07.08.2013 N 66/13-134231, 66/13-134244, от 09.08.2013 N 66/13-136284, 66/13-136287, 66/13-136293, 66/13-136588. На учреждение "Федеральная кадастровая палата" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Регион-центр".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Федеральная кадастровая палата" просит решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 1, 4, п. 11 ч. 2 ст. 7, ст. 15, ч. 3 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), п. 8, 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель полагает, что в соответствии с действующим законодательством государственный кадастр недвижимости может содержать только один размер кадастровой стоимости, внесенный по результатам новой, утвержденной на более позднюю дату государственной кадастровой оценки. По мнению заявителя, исполнение решение суда и внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, установленной судебным актом по состоянию на 01.01.2010 при наличии внесенных сведений о новой кадастровой стоимости, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, приведет к нарушению принципа непрерывности актуализации сведений Государственного кадастра недвижимости. Как полагает заявитель, действующим законодательством не предусмотрена возможность изменять сведения о кадастровой стоимости, имеющие архивный статус; записи, вносимые в кадастр недвижимости, имеют учетный характер, не порождают и не прекращают гражданских прав и обязанностей, в связи с чем оспариваемыми отказами права и законные интересы общества "Регион-центр" не нарушены. Учреждение "Федеральная кадастровая палата" считает, что кадастровая стоимость в размере равном рыночной, установленная решением суда, в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит применению в целях, установленных законодательством, независимо от внесения ее в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.04.2013 по делу N А60-1983/2013 установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505001:56 в размере 18 507 000 руб., с кадастровым номером 66:41:0505001:57 - 11 915 172 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2013 по делу N А60-5291/2013 установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно земельного участка с кадастровым номером 66:41:0603012:79 в размере 3 296 196 руб., с кадастровым номером 66:41:0603012:39 - 8 162 550 руб., кадастровым номером 66:41:0603012:37 - 3 821 492 руб., кадастровым номером 66:41:0603012:77 - 3 129 852 руб.
Общество "Регион-центр" 11.07.2013 и 15.07.2013 обратилось в учреждение "Федеральная кадастровая палата" с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Решениями от 07.08.2013 N 66/13-134231, 66/13-134244, от 09.08.2013 N 66/13-136284, 66/13-136287, 66/13-136293, 66/13-136588 учреждение "Федеральная кадастровая палата" на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" отказало обществу "Регион-центр" во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0505001:56, 66:41:0505001:57, 66:41:0603012:79, 66:41:0603012:39, 66:41:0603012:37, 66:41:0603012:77.
В обоснование отказов учреждение "Федеральная кадастровая палата" сослалось на ч. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и указало на невозможность внести сведения о кадастровой стоимости равной рыночной, установленной судебными актами по состоянию на 01.01.2010, так как на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 в государственный кадастр недвижимости уже внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Общество "Регион-центр", полагая, что данные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 названного закона).
Пунктом 11 ч. 2 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Свердловской области от 12.04.2013 по делу N А60-1983/2013 и от 24.04.2013 по делу N А60-5291/2013 установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно: с кадастровым номером 66:41:0505001:56 - 18 507 000 руб., с кадастровым номером 66:41:0505001:57 - 11 915 172 руб., с кадастровым номером 66:41:0603012:79 - 3 296 196 руб., с кадастровым номером 66:41:0603012:39 - 8 162 550 руб., кадастровым номером 66:41:0603012:37 - 3 821 492 руб., кадастровым номером 66:41:0603012:77 - 3 129 852 руб.
Согласно п. 1-1 постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП (далее - постановление N 695-ПП) таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
По смыслу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Поскольку на момент вступления решений суда по делам N А60-1983/2013, А60-5291/2013 в законную силу и на момент обращения общества "Регион-центр" в учреждение "Федеральная кадастровая палата" с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, а имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости участков, внесенные 29.03.2013 на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, подлежали применению лишь с 01.01.2014, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии у учреждения "Федеральная кадастровая палата" оснований для отказа во внесении сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установленной судебными актами.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решений суда, которые направлены на восстановление прав общества "Регион-центр", обоснованно признано судами нарушающим права названного общества и противоречащим ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами обоснованно отклонена ссылка учреждения "Федеральная кадастровая палата" на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений учреждение "Федеральная кадастровая палата" не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного отказы учреждения "Федеральная кадастровая палата" во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной вступившими в законную силу решениями суда, судами правомерно признаны незаконными и нарушающими права и законные интересы общества "Регион-центр".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2013 по делу N А60-34230/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 ч. 2 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
...
По смыслу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
...
Судами обоснованно отклонена ссылка учреждения "Федеральная кадастровая палата" на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений учреждение "Федеральная кадастровая палата" не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2014 г. N Ф09-2734/14 по делу N А60-34230/2013