Екатеринбург |
|
06 июня 2014 г. |
Дело N А60-19435/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" (ОГРН 1056604019757, ИНН 6670082105, далее - общество "Свердловэнергосбыт") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2013 по делу N А60-19435/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103, далее - управление, антимонопольный орган) - Жабокрик И.Л. (доверенность от 18.04.2014);
общества "Свердловэнергосбыт" - Ломова Е.Б. (доверенность от 24.12.2013 N 66 АА 2243068);
открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (далее - общество "Оборонэнергосбыт") - Ткаченко В.М. (доверенность от 27.12.2013 N 104).
Общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 29.03.2013 по делу N 37.
Определением суда первой инстанции от 04.06.2013 указанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению с присвоением делу N А60-19435/2013.
Общество "Свердловэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 07.05.2013 по делу N 30 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде наложения административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Определением от 04.06.2013 заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности принято к производству с присвоением делу N А60-19429/2013. Указанным определением дела N А60-19435/2013 и N А60-19429/2013 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу N А60-19435/2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" в лице филиала "Уральский", Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Решением суда от 04.10.2013 (судья Мартемьянов В.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (судьи Грибиниченко О. Г., Риб Л. Х., Щеклеина Л. Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, управлением и судами не установлен факт конкурентных отношений между обществом ""Свердловэнергосбыт" и обществом "Оборонэнергосбыт", поскольку заявитель и названное общество действуют в пределах разных границ рынка, которые установлены органом исполнительной власти, факт нарушения заявителем границ рынка, определенных постановлением Региональной энергетической комиссией, управлением не доказан и судами не исследован. Заявитель кассационной жалобы считает, что антимонопольным органом не доказан факт нарушения обществом "Свердловэнергосбыт" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Общество "Оборонэнергосбыт" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Кроме того, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция не допускается.
На основании подпункта "д" п. 36 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации являются энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Согласно абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179, до 1 января 2015 года гарантирующие поставщики определяют и применяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
В соответствии с пунктами 106, 108.1 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой потребителями (покупателями) у гарантирующих поставщиков в 2012 году, рассчитывается по нерегулируемой цене, определенной путем сложения средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность), установленной коммерческим оператором оптового рынка на соответствующий расчетный период (месяц), и платы за регулируемые услуги, включающей тарифы на услуги по передаче электрической энергии (мощности), сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, инфраструктурные платежи и тарифы на иные услуги, подлежащие в соответствии с действующим законодательством государственному регулированию.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании заявления общества "Оборонэнергосбыт" управлением возбуждено дело N 37, по результатам рассмотрения которого антимонопольным органом вынесено решение от 29.03.2013 (резолютивная часть оглашена 28.01.2013) об установлении в действиях общества "Свердловэнергосбыт" нарушения требований ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции путем предъявления обществу "Оборонэнергосбыт" сбытовой надбавки к объему электрической энергии, потребленной обслуживаемыми последним в качестве гарантирующего поставщика потребителями, находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
На основании решения управления от 29.03.2013, которым установлены факты нарушения антимонопольного законодательства обществом "Свердловэнергосбыт", антимонопольным органом вынесено постановление от 07.05.2013 по делу N 30 о привлечении общества "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в сумме 300 000 руб.
При исследовании обстоятельств дела судами установлено, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р общество "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком электроэнергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с указанным распоряжением "Оборонэнергосбыт" заключило соответствующий государственный контракт от 19.12.2011 N 156/8747 с Министерством обороны Российской Федерации на поставку электрической энергии (мощности) потребителям последнего.
Постановлением Региональной энергетической комиссии от 17.10.2006 N 130-ПК "О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Свердловской области" (далее - постановление от 17.10.2006 N 130-ПК) обществу "Оборонэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Свердловской области.
Пунктом 6 постановления от 17.10.2006 N 130-ПК определены границы деятельности общества "Оборонэнергосбыт" как гарантирующего поставщика на территории Свердловской области - это границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, к которым присоединены потребители, подлежащие обслуживанию обществом "Оборонэнергосбыт".
Таким образом, судами обоснованно отмечено, что общество "Оборонэнергосбыт" на территории Свердловской области является энергосбытовой организацией, не осуществляет покупку электроэнергии на оптовом рынке; на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-Р определено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет энергоснабжение организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и является гарантирующим поставщиком в отношении организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, и иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к соответствующим электрическим сетям, следовательно общество "Оборонэнергосбыт" на розничном рынке электроэнергии на территории Свердловской области полностью соответствует признакам, указанным в абз. 11 п. 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179.
При таких обстоятельствах, учитывая что распоряжение от 02.02.2010 N 78-р определяет общество "Оборонэнергосбыт" в качестве единственного поставщика для нужд Министерства обороны Российской Федерации, у общества "Свердловэнергосбыт" не имелось оснований для предъявления обществу "Оборонэнергосбыт" сбытовой надбавки к объему электрической энергии, потребленной обслуживаемыми последним в качестве гарантирующего поставщика потребителями, находящимися в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные действия общества "Свердловэнергосбыт обоснованно признаны судами нарушающими ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.33 Кодекса недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что факты совершения обществом "Свердловэнергосбыт" выявленных проверкой и указанных выше нарушений, явившихся следствием виновных действий общества, подтверждены документами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, вывод судов о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения является обоснованным.
Кроме того, судами верно отмечено, что при производстве по делу о рассматриваемом административном правонарушении существенных нарушений установленного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание назначено в пределах санкции установленной ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, с учетом правила, предусмотренного п. 4 примечания к ст. 14.31 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества "Свердловэнергосбыт".
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "Свердловэнергосбыт", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.10.2013 по делу N А60-19435/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что факты совершения обществом "Свердловэнергосбыт" выявленных проверкой и указанных выше нарушений, явившихся следствием виновных действий общества, подтверждены документами, имеющимися в материалах дела.
Таким образом, вывод судов о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения является обоснованным.
Кроме того, судами верно отмечено, что при производстве по делу о рассматриваемом административном правонарушении существенных нарушений установленного Кодексом порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание назначено в пределах санкции установленной ч. 1 ст. 14.33 Кодекса, с учетом правила, предусмотренного п. 4 примечания к ст. 14.31 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2014 г. N Ф09-1340/14 по делу N А60-19435/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1340/14
29.04.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1340/14
21.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1340/14
17.12.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14499/13
04.10.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-19435/13