Екатеринбург |
|
20 мая 2014 г. |
Дело N А47-2934/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее -Министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2013 по делу N А47-2934/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Целина" (далее - общество "Целина") - Шаталов М.А. (доверенность от 16.08.2012).
Общество "Целина" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в неподготовке проекта правового акта Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков с кадастровыми номерами 56:43:0706006:72, 56:43:0706010:8 общей площадью 249 400 кв. м, а также об обязании Министерства подготовить в 2-недельный срок проект правого акта Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области названных земельных участков (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - администрация города Орска (далее - Администрация), Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Управление дорожного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2013 (судья Калашникова А.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неподготовке проекта правового акта Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков. На Министерство возложена обязанность в 2-недельный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект правового акта (решения) Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что поскольку право собственности у общества "Целина" на спорные земельные участки возникло после окончания строительства автомобильной дороги, названные земельные участки не могли быть изъяты путем выкупа. Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", заявитель считает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право выкупа участка, которое в случае отказа субъекта (Оренбургской области) переходит к муниципальному образованию, при этом продавец земельного участка обязан известить в письменной форме Правительство Оренбургской области о намерении продать земельный участок.
По мнению Министерства, требования общества "Целина" не обоснованы, поскольку на обращения последнего заявителем были направлены ответы, в которых отказ в изъятии спорных земельных участков путем выкупа не содержится, Министерством лишь предложено обществу "Целина" уточнить площади земельных участков, занятых дорогой. Заявитель полагает также, что с заявлением о принятии решения об изъятии названных земельных участков путем выкупа для строительства государственных нужд Оренбургской области обществу "Целина" следовало обратиться в Правительство Оренбургской области.
Как установлено судами при рассмотрении спора, на основании договора купли-продажи от 27.09.2009 за обществом "Целина" 02.11.2009 зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 56:43:0706006:72, 56:43:0706010:8 площадью 62400 кв. м и 187 200 кв. м соответственно, расположенные по адресу: Оренбургская обл., г. Орск.
Между обществом "Целина" и Управлением дорожного хозяйства заключен договор от 08.12.2008 безвозмездного срочного пользования земельным участком общей площадью 25 га на срок строительства автомобильной дороги Оренбург - Орск на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал (II очередь) в Оренбургской области.
Условиями договора предусмотрены обязательства общества "Целина" предоставить земельные участки государственному учреждению на срок строительства дороги, и обязанность Управления дорожного хозяйства, возвратить земельный участок после прекращения действия договора владельцу в том состоянии, в котором он его получил.
Из материалов дела следует, что строительство автодороги Оренбург - Орск на участке обхода г. Орска закончено.
По акту приемочной комиссии от 26.10.2009 автодорога принята в эксплуатацию.
Право собственности Оренбургской области на автомобильную дорогу "Оренбург-Орск" на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал км. 42 - км. 49 (II очередь) адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск зарегистрировано 29.09.2010, о чем в ЕГРП внесена запись о регистрации.
По окончании строительства земельные участки собственнику не возвращены, решение о выкупе земельных участков не принято.
Согласно результатам выполненных обществом с ограниченной ответственностью "Строительно-Земельный центр" работ по определению площади земельных участков заявителя, фактически занятых возведенной автодорогой, установлено, что по земельному участку с кадастровым номером 56:43:0706006:72, имеющему общую площадь 62400 кв. м, занятая автомобильной дорогой площадь участка составляет 8 627 кв. м, по участку 56:43:0706010:8, общей площадью 187 211 кв. м, занятая автомобильной дорогой площадь составляет 105 128 кв. м.
Общество "Целина" письмами от 13.09.2012 г., от 16.11.2012, от 20.02.2013 обращалось в адрес Управления дорожного хозяйства и Министерства по вопросу выкупа в государственную собственность занимаемых дорогой земельных участков.
Письмом от 06.03.2013 N КК-12-15/2399 Министерство сообщило обществу "Целина", что принятие решения о выкупе земельных участков является правом, а не обязанностью Правительства Оренбургской области. Реализация права возможна после уточнения площади земельных участков, занятых дорогой, а также проведения рыночной оценки вновь образованных земельных участков и определения источников финансирования.
Полагая, что уполномоченным органом допущено незаконное бездействие, общество "Целина" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации такое изъятие может быть осуществлено, в частности, в случае, связанном с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Пунктом 2 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд на территории Оренбургской области урегулирован Законом Оренбургской области от 13.01.2004 N 752/114-III-ОЗ "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области или муниципальных нужд" (далее - Закон N 752/114-III-ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Закона N 752/114-III-ОЗ для подготовки решения об изъятии (выкупе) земельных участков создается постоянная комиссия, состав которой формируется из представителей органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций. Заинтересованные организации приглашаются на заседания постоянной комиссии.
Проект решения об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд готовит Министерство на основании решения комиссии, оформленного протоколом.
Таким образом, обязанность Министерства подготовить проект решения об изъятии земельных участков установлена законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку Министерством проект решения об изъятии земельных участков не подготовлен, суды пришли к обоснованному выводу о том, что данное бездействие Министерства нарушает права общества "Целина", поскольку препятствует разрешению в установленном законом порядке вопроса о возмещении собственнику стоимости изъятого земельного участка.
Судами верно избран способ восстановления прав, соответствующий характеру допущенного нарушения (п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, требования общества "Целина" правомерно удовлетворены в части.
Апелляционным судом правомерно отклонен довод Министерства об отсутствии бездействия в силу направления в адрес общества "Целина" ответа с предложением об уточнении площадей участков.
Обязанность по установлению всех параметров сделки по выкупу земельного участка для государственных нужд, в том числе площадей и границ выкупаемых земельных участков, как обязанность сбора всех необходимых для этого документов возлагается на соответствующий орган государственный власти субъекта федерации, в интересах которого осуществляется выкуп земельного участка.
Обоснованно также отклонена ссылка заявителя на положения ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку требования указанных нормативных актов, касающиеся преимущественных прав лиц при продаже земель сельскохозяйственного назначения на правоотношения по выкупу земельных участков для государственных и муниципальных нужд не распространяются.
Доводы Министерства о том, что изъятие земельных участков является правом, а не обязанностью Правительства, а также о том, что право собственности у общества "Целина" на спорные земельные участки возникло после окончания строительства автомобильной дороги, названные земельные участки не могли быть изъяты путем выкупа, судом кассационной инстанции отклоняются. Судами установлено, что изъятие спорных земельных участков для государственных нужд фактически состоялось, при этом процедура такого изъятия, установленная нормами Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации и обеспечивающая защиту имущественных интересов собственника земельных участков, соблюдена не была.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2013 по делу N А47-2934/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обоснованно также отклонена ссылка заявителя на положения ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку требования указанных нормативных актов, касающиеся преимущественных прав лиц при продаже земель сельскохозяйственного назначения на правоотношения по выкупу земельных участков для государственных и муниципальных нужд не распространяются.
Доводы Министерства о том, что изъятие земельных участков является правом, а не обязанностью Правительства, а также о том, что право собственности у общества "Целина" на спорные земельные участки возникло после окончания строительства автомобильной дороги, названные земельные участки не могли быть изъяты путем выкупа, судом кассационной инстанции отклоняются. Судами установлено, что изъятие спорных земельных участков для государственных нужд фактически состоялось, при этом процедура такого изъятия, установленная нормами Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации и обеспечивающая защиту имущественных интересов собственника земельных участков, соблюдена не была."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 мая 2014 г. N Ф09-1723/14 по делу N А47-2934/2013