г. Челябинск |
|
27 декабря 2013 г. |
Дело N А47- 2934/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2013 по делу N А47-2934/2013 (судья Калашникова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Целина" - Агаев К.В. (доверенность от 16.08.2012 б/н, паспорт), Шаталов М.А. (доверенность от 16.08.2012 б/н, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Целина" (далее по тексту - заявитель, ООО "Целина") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство, ответчик) выразившегося в не подготовке проекта правового акта Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков с кадастровыми номерами N ,N 56:43:0706006:72, 56:43:0706010:8 общей площадью 249 400 кв.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - администрация города Орска (далее - Администрация), Государственное учреждение "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Управление дорожного хозяйства).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2013 (резолютивная часть от 09.10.2013) требования заявителя удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не подготовке проекта правового акта Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков.
На Министерство возложена обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект правового акта (решения) Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков (л.д.27-32 т.7).
Не согласившись с принятым решением, Министерство (далее так же апеллянт, податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалобы сводятся к следующему.
Суд не учел, что на момент начала строительства автомобильной дороги Оренбург-Орск заявитель не являлся собственником спорных земельных участков, в силу чего данные участки не могли быть изъяты у заявителя путем выкупа.
Судом при рассмотрении спора не применены подлежащие применению нормы законодательства, а именно положения ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в силу которых при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право выкупа участка, которое в случае отказа субъекта (Оренбургской области) переходит к муниципальному образованию, при этом продавец земельного участка обязан известить в письменной форме Правительство Оренбургской области о намерении продать земельный участок.
Суд неверно оценил фактические обстоятельства, из которых следует, что на все обращения заявителя Министерством был дан ответ, в том числе, с предложением уточнения площади земельных участков, непосредственно занятых дорогой. Отказа в изъятии земельного участка в направленных заявителю ответах не содержится, в силу чего основания для признания незаконными действий Министерства, по мнению апеллянта, отсутствуют.
Суд не учел, что в соответствии п.3 ст. 2 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ заинтересованные в выкупе земельных участков организации направляют в соответствующие органы исполнительной власти ходатайство об изъятии с приложением перечня поименованных в указанной норме документов, которые заявителем предоставлены не были.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Министерство, Администрация и Управление дорожного хозяйства явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие Министерства и третьих лиц.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.11.2009 за ООО "Целина" на основании договора купли-продажи от 27.09.2009, зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровым номером 56:43:0706006:72 площадью 62400 кв.м. и номером 56:43:0706010:8 общей площадью 187 200 кв.м., расположенные по адресу: Оренбургская область, г.Орск (т.1 л.д. 23-24).
08.12.2008 между обществом с ограниченной ответственностью "Целина" и Управлением дорожного хозяйства подписан договор безвозмездного срочного пользования земельным участком общей площадью 25 га на срок строительства автомобильной дороги Оренбург - Орск на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал (II очередь) в Оренбургской области.
Условиями договора предусмотрены обязательства ООО "Целина" предоставить земельные участки государственному учреждению на срок строительства дороги, и обязанность Управления дорожного хозяйства, возвратить земельный участок после прекращения действия договора владельцу в том состоянии, в котором он его получил (т.1, л.д.25).
Из материалов дела следует, что строительство автодороги Оренбург - Орск на участке обхода г. Орска закончено. По акту приемочной комиссии от 26.10.2009 автодорога принята в эксплуатацию.
Право собственности Оренбургской области на автомобильную дорогу "Оренбург-Орск" на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал км. 42 - км. 49 (II очередь) адрес объекта: Оренбургская область, г. Орск зарегистрировано 29.09.2010, о чем в ЕГРПН внесена запись регистрации (т.7, л.д.2).
По окончании строительства земельные участки собственнику не возвращены, решение о выкупе земельных участков не принято.
Согласно результатам выполненных ООО "Строительно-Земельный центр" работ по определению площади земельных участков заявителя, фактически занятых возведенной автодорогой, установлено, что по земельному участку с кадастровым номером 56:43:0706006:72, имеющему общую площадь 62400 кв.м., занятая автомобильной дорогой площадь участка составляет 8 627 кв.м., по участку 56:43:0706010:8, общей площадью 187 211 кв.м., занятая автомобильной дорогой площадь составляет 105 128 кв.м. (т.7 л.д.14-15).
Письмами от 13.09.2012 г., от 16.11.2012, от 20.02.2013 ООО "Целина" обращалось в адрес Управления дорожного хозяйства и Министерства по вопросу выкупа занимаемых дорогой земельных участков (т.1л.д. 54-56, л.д. 64-66).
Письмом от 06.03.2013 N КК-12-15/2399 Министерство сообщило заявителю, что принятие решения о выкупе земельных участков является правом, а не обязанностью Правительства Оренбургской области. Реализация права возможна после уточнения площади земельных участков, занятых дорогой, а также проведения рыночной оценки вновь образованных земельных участков и определения источников финансирования.
Полагая, что уполномоченным органом допущено незаконное бездействие, ООО "Целина" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии незаконного бездействия Министерства и нарушении прав общества указанным бездействием, в силу чего удовлетворил заявленные требования, возложив на Министерство обязанность подготовить проект правового акта об изъятии земельных участков.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выслушав пояснения участвующих лиц, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим изменению.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения сторон возникли в связи с размещением на принадлежащих истцу земельных участках объекта недвижимости - автомобильной дороги "Оренбург-Орск" на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал, и тем самым в связи с фактическим изъятием из владения и пользования истца занятых данным объектом земельных участков.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1).
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ, ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе, - в случае размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса (пункт 3 ст. 49 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 55 Земельного кодекса РФ регламентировано, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд на территории Оренбургской области урегулирован Законом Оренбургской области от 13.01.2004 N 752/114-III-ОЗ "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области или муниципальных нужд" (далее - Закон N 752/114-III-ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 ст. 3 Закона N 752/114-III-ОЗ для подготовки решения об изъятии (выкупе) земельных участков создается постоянная комиссия, состав которой формируется из представителей органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, а также заинтересованных организаций. Заинтересованные организации приглашаются на заседания постоянной комиссии.
Проект решения об изъятии (выкупе) земельных участков для государственных нужд готовит министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на основании решения комиссии, оформленного протоколом.
Таким образом, обязанность Министерства подготовить проект решения об изъятии земельных участков установлена законом субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что данная обязанность Министерством не выполнена ни до момента начала строительства автодороги, ни после его окончания, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Министерства неправомерного бездействия является правильным.
Указанное бездействие Министерства нарушает права заявителя, поскольку препятствует разрешению в установленном законом порядке вопроса о возмещении собственнику стоимости изъятого земельного участка.
Доводы Министерства о том, что не применены подлежащие применению нормы законодательства, а именно положения ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 8 Закона Оренбургской области от 17.03.2003 N 118/16-III-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" несостоятельны, поскольку требования указанных нормативных актов, касающиеся преимущественных прав лиц при продаже земель сельскохозяйственного назначения на правоотношения по выкупу земельных участков для государственных и муниципальных нужд не распространяются.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Оценивая вывод суда относительно способа восстановления нарушенных прав заявителя, судебная коллегия полагает обоснованным избранный судом способ восстановления нарушенных прав в виде возложения на Министерство обязанности в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект правового акта (решения) Губернатора Оренбургской области об изъятии путем выкупа в государственную собственность Оренбургской области земельных участков.
Данное действие входит в сферу полномочий ответчика более того, является его функциональной обязанностью.
Доводы Министерства об отсутствии бездействия в силу направления в адрес ООО "Целина" ответа с предложением об уточнении площадей участков, подлежат отклонению как несостоятельные.
Обязанность по установлению всех параметров сделки по выкупу земельного участка для государственных нужд, в том числе площадей и границ выкупаемых земельных участков, как обязанность сбора всех необходимых для этого документов возлагается на соответствующий орган государственный власти субъекта федерации, в интересах которого осуществляется выкуп земельного участка.
При названных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части указания на способ восстановления нарушенных прав заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2013 по делу N А47-2934/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
М.И.Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2934/2013
Истец: ООО "Целина"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительство Оренбургской области Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Третье лицо: Администрация г. Орска, ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области"
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12699/14
16.12.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2934/13
03.09.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9333/14
01.09.2014 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2934/13
20.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1723/14
27.12.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13389/13
18.10.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2934/13