Екатеринбург |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А47-8631/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефть" (далее - общество, заявитель; ИНН 5612002469, ОГРН 1025601802357) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2013 по делу N А47-8631/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Общества - Ахмедов А.Г. (доверенность от 20.12.2013);
Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Сердюк С.В. (доверенность от 09.01.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургскому отделу по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - отдел, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 22.05.2013 N 13-07.1/13-Ц.
Решением суда от 20.11.2013 (судья Александров А.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит обжалуемые акты оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
При исследовании материалов дела судами установлено, что 17.01.2012 заинтересованным лицом в рамках осуществления государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Оренбургской области в адрес общества направлен запрос N 09-05/7-235 о предоставлении данных радиационно-технологических (радиационно-гигиенических) обследований объектов добычи и первичной подготовки обществом нефти и газа за последние три года.
Сопроводительным письмом от 09.02.2012 общество представило отделу акты и протоколы дозиметрических и радиометрических обследований объектов добычи и первичной подготовки нефти и газа общества, содержащие сведения об отсутствии в период с 2009 по 2011 г. образования, накопления и хранения твердых радиоактивных отходов в виде производственных отходов с содержанием природных радионуклидов с эффективной удельной активностью свыше 10 Бк/г.
На основании распоряжения от 24.04.2013 N 191, по согласованию с прокуратурой Оренбургской области, в период с 20.05.2013 по 22.05.2013 отделом в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлен факт обращения обществом с радиоактивными отходами без лицензии, что противоречит ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон N 170-ФЗ) и ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 190-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 22.05.2013 N 13-07.1/13-Ц, обществу выдано предписание от 22.05.2013 N 13-07.1/13-Ц, которым предписано в срок до 01.10.2013 подготовить и направить документы на получение лицензии в Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что предписание заинтересованного лица является законным и обоснованным.
Вывод судов является правильным.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 14 Закона N 190-ФЗ установлено, что обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 190-ФЗ установлено, что под обращением с радиоактивными отходами понимается деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 190-ФЗ понятие "радиоактивные отходы" используется в значении, предусмотренном ст. 3 Закона N 170-ФЗ, согласно которой радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.
Как установлено ст. 26 Закона N 170-ФЗ, в соответствии с этим законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.
Под радиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации (ст. 3 Закона N 170-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 N 1069 утверждены Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, п. 4 которых установлено, что твердые отходы, образующиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, относятся к радиоактивным отходам в случае, если выполняется следующее условие: Бк/г, где: - удельная активность радия-226, находящегося в равновесии с радионуклидами уранового ряда, Бк/г; - удельная активность тория-232, находящегося в равновесии с радионуклидами ториевого ряда, Бк/г; - удельная активность калия - 40, Бк/г.
СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2010 N 171, установлено, что основной характеристикой, определяющей потенциальную радиационную опасность производственных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов для населения в производственных и коммунальных условиях, является эффективная удельная активность природных радионуклидов в отходах (п. 6.1); в зависимости от эффективной удельной активности природных радионуклидов в производственных отходах, содержащих только природные радионуклиды, они разделяются на три категории, которые приведены в таблице 6.1 (п. 6.2); обращение с производственными отходами III категории с эффективной удельной активностью природных радионуклидов более 10000 Бк/кг производится в соответствии с требованиями по обращению с низкоактивными радиоактивными отходами (п. 6.5).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного суда Российской Федерации, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности фактов образования радиоактивных отходов в результате осуществления заявителем хозяйственной деятельности, а также сбора и хранения обществом таких отходов, что в силу закона относится к обращению с радиоактивными отходами и требует получения лицензии.
Судами установлено, что согласно составленному с участием представителя экспертной организации ООО "РАДЭК" отчету по результатам проведенной заинтересованным лицом проверки, являющемуся приложением к акту проверки от 22.05.2013, установлено наличие процессов образования и накопления в технологическом оборудовании объектов сбора и подготовки нефти и газа общества производственных отходов с содержанием природных радионуклидов с эффективной удельной активностью свыше 10БК/г (низкоактивных радиоактивных отходов), а также осуществление заявителем деятельности по обращению с этими отходами.
Кроме того, судами учтены письма ЗАО "Альянс-Гамма" от 24.05.2012 и от 14.01.2013. В период с 24.05.2012 по 30.12.2012 этим лицом на основании заключенного с обществом генерального договора от 24.05.2012 N 698 на выполнение работ по дезактивации металлолома с повышенным содержанием природных радионуклидов, расположенного на площадках временного хранения обществом на территории Вишневского, Широкодольского Сахаровского и Бобровского месторождений, и на территории Зайкинского УКПНГ, а также заключенного с ООО "Энерготрансмаш" договора от 15.05.2012 N ЭТМ-09-2012 на транспортно-экспедиционное сопровождение работ по ликвидации металлолома и оборудования, расположенного на площадках временного хранения общества, осуществлялись работы по дезактивации металлолома с повышенным содержанием природных радионуклидов, по подготовке образовавшихся в ходе такой дезактивации радиоактивных отходов к транспортированию, по перевозке радиоактивных отходов для долговременного хранения и захоронения. При этом с площадок временного хранения общества перевезены твердые низкоактивные радиоактивные отходы в виде дефрагментированного металлического оборудования с отложениями с повышенным содержанием природных радионуклидов общим объемом 11,5 куб. м, массой 12,804 тн, максимальной удельной активностью по радию-226 - 2,98х103 кБк/кг, по торию-232 - 3,05х103 кБк/кг, по калию-40 - 1,51х103 кБк/кг, суммарной активностью - 1,16х103 Бк. Максимальная эффективная удельная активность природных радионуклидов в отходах составила 7,085х103 Бк/г, что в 700 раз превышает критерий отнесения отходов к радиоактивным отходам.
С учетом приведенных норм права и изложенных обстоятельств суды пришли к обоснованным выводам о законности оспариваемого предписания управления, а также о том, что названное предписание не нарушает прав общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку они были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2013 по делу N А47-8631/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургнефть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2012 N 1069 утверждены Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам, п. 4 которых установлено, что твердые отходы, образующиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, относятся к радиоактивным отходам в случае, если выполняется следующее условие: Бк/г, где: - удельная активность радия-226, находящегося в равновесии с радионуклидами уранового ряда, Бк/г; - удельная активность тория-232, находящегося в равновесии с радионуклидами ториевого ряда, Бк/г; - удельная активность калия - 40, Бк/г.
СанПиН 2.6.1.2800-10 "Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет источников ионизирующего излучения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2010 N 171, установлено, что основной характеристикой, определяющей потенциальную радиационную опасность производственных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов для населения в производственных и коммунальных условиях, является эффективная удельная активность природных радионуклидов в отходах (п. 6.1); в зависимости от эффективной удельной активности природных радионуклидов в производственных отходах, содержащих только природные радионуклиды, они разделяются на три категории, которые приведены в таблице 6.1 (п. 6.2); обращение с производственными отходами III категории с эффективной удельной активностью природных радионуклидов более 10000 Бк/кг производится в соответствии с требованиями по обращению с низкоактивными радиоактивными отходами (п. 6.5)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2014 г. N Ф09-2373/14 по делу N А47-8631/2013