Екатеринбург |
|
10 июня 2014 г. |
Дело N А07-17217/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство, административный орган, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к министерству с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.09.2013 N 58-РР.
Решением суда первой инстанции от 26.12.2013 (судья Симахина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда первой инстанции отменено. Заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерства просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
При этом заявитель указывает, что в ходе проведения плановой проверки с 05.08.2013 по 30.08.2013 представителями общества были представлены технологические карты на каждую делянку, согласно которым способом очистки мест рубок является сбор порубочных остатков в кучи и валы одновременно с обрубкой сучьев, с их последующим сжиганием в пожаробезопасный период. В связи с этим министерство полагает, что обществом выбран огневой способ очистки делянки.
Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, выявленные нарушения правил пожарной безопасности в лесах представляют повышенную угрозу в условиях особого противопожарного режима и мера наказания назначена государственным инспектором верно. Нарушения, как указывает министерство, были выявлены в особый противопожарный режим, который действовал на территории Республики Башкортостан с 10.06.2013 по 17.10.2013.
Проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, министерством 18.07.2013 вынесено распоряжение N 142 о проведении плановой выездной проверки общества.
Пунктом 2 распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливались в числе прочего следующие места осуществления деятельности общества: Бурзянское лесничество (договор аренды лесного участка от 21.12.2009 N 05, рег. N 02-04-68/005/2010-329): кварталы N 3 - 10, 17, 18, 22, 23, 24, 27, 47, 58, 59, 77, 108, 111, 114, 115, 119, 120 Бельского участкового лесничества; кварталы N 12, 13, 33, 34, 37, 43, 61, 63, 65, 66, 73, 74, 75, 76, 91, 92, 93, 98, 100, 101, 103, 104, 105 Южно-Узянского участкового лесничества.
Пунктом 5 названного распоряжения обозначено, что плановая выездная проверка проводится с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства, а также осуществления контроля за полнотой и качеством выполнения условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов, в том числе от 21.12.2009 N 05 для заготовки древесины в Бурзянском лесничестве и проекта освоения лесов, утвержденного приказом от 07.12.2010 N 702-ОД. Проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок министерства, утвержденного приказом министра лесного хозяйства Республики Башкортостан от 31.10.2012 N 854-ОД и согласованного с Прокуратурой Республики Башкортостан, размещенным на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Задачами названной проверки являются оценка соответствия обязательным требованиям лесного законодательства на арендованных лесных участках деятельности лесопользователя утвержденным проектам освоения лесов и нормативным правовым актам в сфере лесных отношений, а также по организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Срок проведения проверки - 50 рабочих часов, с 05.08.2013 по 30.08.2013 (не позднее) (п. 7 распоряжения от 18.07.2013 N 142). Перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки приведен в п. 9 распоряжения от 18.07.2013 N 142, а именно: рассмотрение документов, относящихся к предмету проверки; проверка выполнения условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов к ним; проведение обследования территорий арендованных лесных участков согласно договоров аренды и проектов освоения лесов, указанных в п. 2 названного распоряжения; установление достоверности отчетных данных фактическим объемам выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов; проведение проверки качества проведенных мероприятий, состояния лесосек и прилегающих к ним территорий; рассмотрение документов и проведение обследования территории по пункту приема и отгрузке древесины.
В ходе проверки административным органом был произведен осмотр следующих лесных участков: 1. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 61 выдела 1, 4, 6, делянка 1, площадь 16,6 га. Сплошная рубка 2012 года;
2. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 61 выдела 1, 4, 10, делянка 2, площадь 11,5 га. Сплошная рубка 2012 года;
3. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 61 выдела 4, 10, делянка 3, площадь 5,8 га. Сплошная рубка 2012 года;
4. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 93 выдела 68, делянка 1, площадь 16 га. Выборочная рубка 2012 года;
5. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Бельское участковое лесничество, квартал 58 выдела 75, 78, делянка 1, площадь 14,4 га. Сплошная рубка 2012 года;
6. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Бельское участковое лесничество, квартал 77 выдела 80, делянка 1, площадь 3,3 га. Сплошная рубка 2012 года;
7. Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Бурзянское лесничество", Бельское участковое лесничество, квартал 77 выдела 77, делянка 2, площадь 0,7 га. Сплошная рубка 2012 года.
При проверке административным органом выявлен ряд нарушений действующего законодательства: при очистке делянки допущена укладка порубочных остатков на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждений, а также укладка порубочных остатков произведена за пределами делянки; огневая очистка (сжигание порубочных остатков в кучах и валах) лесосеки не произведена, о чем составлены акты осмотра территории от 07.08.2013 N 1- 3, от 15.08.2013 N 4, от 20.08.2013 N 5 - 7, от 30.08.2013 N 1. По результатам проверки административным органом составлены акты
На основании материалов проверки административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.08.2013 N 6-АС по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 и ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Исполняющим обязанности начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора по Бурзянскому лесничеству Министерства Абдуллиным Р. Р. 18.10.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 58-РР, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.32 Кодекса, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о доказанности министерством факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, и об отсутствии со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, посчитав, что административным органом не доказана вина общества во вменяемом ему правонарушении, отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные обществом требования.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
На основании ч. 3 ст. 8.32 Кодекса нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Согласно п. 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (далее - Правила заготовки древесины) установлено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками.
Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность. В весенний, летний и осенний периоды в большинстве случаев порубочные остатки целесообразно укладывать на волоках, а оставшиеся окучивать в местах, где нет подроста. В зимний период, кроме того, возможно сжигание порубочных остатков небольшими кучами в местах без подроста.
Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается.
При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках.
При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров.
В горных условиях в целях предотвращения эрозионных процессов порубочные остатки укладываются на трелевочные волоки, а также в валы, располагаемые по горизонталям склонов с расстоянием между ними 8 -10 метров.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что особый противопожарный режим был введен на территории Республики Башкортостан с 30.04.2013 по 27.05.2013 распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.04.2013 N 508-р.
В последующем, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2013 N 700-р, особый противопожарный режим в лесном фонде на территории Республики Башкортостан был введен с 10.06.2013 до особого распоряжения.
Согласно выписке из Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины обществу, содержатся следующие сведения, касающиеся ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (по годам): рекомендуемым способом лесовосстановления по эксплуатационным лесам Бельского участкового лесничества в 2012 году (в квартале 77, выделе 77) при сплошной рубке, являлось сохранение подроста; рекомендуемым способом лесовосстановления по эксплуатационным лесам Южно-Узянского участкового лесничества в 2012 году (в квартале 93, выделе 68) при сплошной рубке, являлось сохранение подроста.
Приняв во внимание положения, закрепленные в абз. 2 п. 16, подп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, п. 61 Правил заготовки древесины в части, регламентирующей осуществление очистки мест рубок сбором сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, исследовав и оценив, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции верно указал на необходимость их применения в рассматриваемом случае в отношении квартала 77 выдела 77 Бельского участкового лесничества, квартала 93 выдела 68 Южно-Узянского участкового лесничества.
С учетом положений ст. 1.5, 2.1 Кодекса, суд апелляционной инстанции установил, что вопрос наличия, отсутствия вины общества при производстве по делу об административном правонарушении не исследовался и не отражен в оспариваемом постановлении, а также вопрос о наличии, отсутствии у общества возможности соблюдения определенных требований Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) не выяснялся министерством.
Акт проверки от 30.08.2013 N 1, акты осмотра территорий делянок, фотоматериалы, указанные административным органом в оспариваемом постановлении как на подтверждение вины общества, суд апелляционной инстанции исследовал и оценил в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитав, что они не могут быть признаны установлением министерством вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку акт проверки от 30.08.2013 N 1 дословно воспроизводит данные, ранее отраженные в актах осмотра территории, в которых зафиксированы определенные обстоятельства, и не устанавливают наличие либо отсутствие вины лица в совершении определенных деяний, в рассматриваемом деле.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о не доказанности административным органом вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при исследовании материалов дела установлено, что ни один из актов осмотра территории не содержит сведений о том, что в ходе производства осмотра производилось измерение тех или иных расстояний при помощи мерной ленты, а в ряде случаев, министерством вменено обществу совершение нарушений в реальности не установленных и не выявленных при осуществлении осмотра территории.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 - 3 ст. 1.5 Кодекса, обоснованно сделал вывод о том, что административным органом не доказан факт нарушения обществом условий подп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, предусматривающих укладку порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Суд апелляционной инстанции верно посчитал, что отсутствуют основания для признания министерством доказанным факт укладки порубочных остатков за пределами делянки именно, работниками общества, поскольку этот вывод сделан лицами, осуществлявшими осмотр спорных территорий, впоследствии нашедшим отражение документах административного органа (акт проверки от 30.08.2013 N 1, постановление о назначении административного наказания), и он является предположительным, документально не подтвержденным.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что доказательств неправомерного использования обществом такого способа очистки мест рубок от порубочных остатков, как укладка в кучи и валы для перегнивания и подкормки диких животных, министерством в ходе проверочных мероприятий не добыто, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные обществом требования.
Доводы, указанные в кассационной жалобе министерства, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акт проверки от 30.08.2013 N 1, акты осмотра территорий делянок, фотоматериалы, указанные административным органом в оспариваемом постановлении как на подтверждение вины общества, суд апелляционной инстанции исследовал и оценил в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, посчитав, что они не могут быть признаны установлением министерством вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку акт проверки от 30.08.2013 N 1 дословно воспроизводит данные, ранее отраженные в актах осмотра территории, в которых зафиксированы определенные обстоятельства, и не устанавливают наличие либо отсутствие вины лица в совершении определенных деяний, в рассматриваемом деле.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о не доказанности административным органом вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Кроме того, судом апелляционной инстанции при исследовании материалов дела установлено, что ни один из актов осмотра территории не содержит сведений о том, что в ходе производства осмотра производилось измерение тех или иных расстояний при помощи мерной ленты, а в ряде случаев, министерством вменено обществу совершение нарушений в реальности не установленных и не выявленных при осуществлении осмотра территории.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 1 - 3 ст. 1.5 Кодекса, обоснованно сделал вывод о том, что административным органом не доказан факт нарушения обществом условий подп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, предусматривающих укладку порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2014 г. N Ф09-3300/14 по делу N А07-17217/2013