г. Челябинск |
|
24 февраля 2014 г. |
Дело N А07-17217/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2013 года по делу N А07-17217/2013 (судья Симахина И.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" (далее - заявитель, ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Минлесхоз РБ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.09.2013 N 55-РР (далее - постановление от 18.09.2013 N 55-РР, постановление о назначении административного наказания).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.12.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания. По мнению заявителя, арбитражным судом первой инстанции допущены неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, при принятии решения, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, заявитель указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства:
- в нарушение требований ч. ч. 1, 2 ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), п. 5.5 Административного регламента исполнения государственных функций по государственному лесному контролю и надзору на территории Республики Башкортостан, утвержденного приказом Минлесхоза РБ от 11.11.2008 N 124-п, протокол об административном правонарушении составлен административным органом, лишь 30.08.2013, т.е. на десятый, пятнадцатый и двадцать четвертый день после выявления административного правонарушения;
- заинтересованным лицом не доказан факт совершения обществом административного правонарушения в части непроведения огневой очистки лесосеки в квартале 61 выдела 1. 4, 10 Южно-Узянского участкового лесничества и в квартале 58 выдела 75, 78 Бельского участкового лесничества;
- административным органом не доказан факт правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.23 КоАП РФ, поскольку заявитель не производил сжигание порубочных остатков в период действия особого противопожарного режима; кроме того, законодателем предусмотрено два способа проведения очистки мест рубок (лесосек): огневой (путем сжигания порубочных остатков) и неогневой (путем укладки порубочных остатков в кучи или валы), - при этом законодательно не установлено, что лесопользователь должен производить очистку мест рубок только одним из этих способов. В обжалуемом постановлении о назначении административного наказания указано, что порубочные остатки уложены в кучи и валы и не сожжены, что является нарушением п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, однако, в данном случае административным органом допущено неверное толкование нормы, закрепленной в п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, в том числе, с учетом п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, а также п. 61 Правил заготовки древесины (далее - Правила заготовки древесины), утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337;
- в нарушение требований ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) административным органом в постановлении о назначении административного наказания не указано, в чем именно заключается вина общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу Минлесхоз РБ, ссылаясь на п. 53 Правил заготовки древесины, а также на п. п. 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, указывает на то, что при проведении рубок лесных насаждения одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, а, при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) - до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек) производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Согласно отчетам ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" об использовании лесов за январь - сентябрь 2012 года обществом в течение 9 месяцев (январь - сентябрь) 2012 года произведена заготовка древесины на лесных участках в Южно-Урзянском участковом лесничестве: 1. в квартале 61 выделах 1, 4, 6 дел. 1 площадью 16,6 га (полностью); 2. в квартале 61 выделах 1, 4, 10 дел. 2 пл. 11,5 га (частично); 3. в квартале 61 выделах 4, 10 дел. 3 пл. 5,8 га (полностью); 4. в квартале 93 выделе 68 дел. 1 пл. 16,0 га (полностью). В Бельском участковом лесничестве: 1. в квартале 58 выделах 75, 78 дел. 1 пл. 14,4 га (частично); 2. в квартале 77 выделе 80 дел. 1 пл. 3,3 га (полностью); 3. в квартале 77 выделе 77 дел. 2 пл. 0,7 га (полностью). В ходе проведения плановой проверки с 05 по 30 августа 2013 года представителями общества были представлены технологические карты на каждую делянку. Согласно технологическим картам способом очистки мест рубок является сбор порубочных остатков в кучи и валы одновременно с обрубкой сучьев, с их последующим сжиганием в пожаробезопасный период, всей бригадой, т.е., обществом выбран огневой способ очистки делянки. Представителями общества также даны пояснения, что очистку произвести не смогли из-за погодных условий (не могли добраться до делянки). Однако, например, делянка N 1 в квартале 61 выделах 1, 4, 6 площадью 16,6 га является смежной (соседней) делянке N 2 на лесном участке в квартале 61 выделах 1, 4, 10 пл. 11,5 га, которая разрабатывалась вплоть до декабря 2012 года (доказано отчетами за январь - декабрь 2012 года). Другие делянки также могли очистить огневым способом в течение октября - декабря 2012 года (пожаробезопасный период). Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан считает законным решение Арбитражного суда Республики Башкортостан в части неправомерности требования очистки мест рубки обществом в квартале 61 выделах 1, 4, 10 дел. 2 пл. 11,5 га и в квартале 58 выделах 75, 78 дел. 1 пл. 14,4 га, так как Правила пожарной безопасности в лесах предусматривают возможность завершения очистки мест рубок от порубочных остатков, собранных при весенней доочистке, осенью после окончания пожароопасного сезона (данные делянки общество закончило разрабатывать зимой, в декабре 2012 года). С учетом изложенного, административный орган считает доказанным вину ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, по результатам исследования материалов дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан пришел к выводу о доказанности административным органом факта совершения обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" вмененного ему административного правонарушения, и об отсутствии со стороны административного органа процессуальных нарушений, влекущих за собой признание незаконным и отмену постановления о назначении административного наказания, а, потому, отказал обществу в удовлетворении заявления.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан 18.07.2013 было вынесено распоряжение N 142 о проведении плановой выездной проверки общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" (далее - распоряжение от 18.07.2013 N 142) (т. 1, л.д. 74 - 77).
Пунктом 2 распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливались в числе прочего следующие места осуществления деятельности общества:
Бурзянское лесничество (МР Бурзянский район РБ)
- по договору аренды лесного участка от 21.12.2009 N 05, рег. N 02-04-68/005/2010-329:
кварталы N N 3 - 10, 17, 18, 22, 23, 24, 27, 47, 58, 59, 77, 108, 111, 114, 115, 119, 120 Бельского участкового лесничества;
кварталы N N 12, 13, 33, 34, 37, 43, 61, 63, 65, 66, 73, 74, 75, 76, 91, 92, 93, 98, 100, 101, 103, 104, 105 Южно-Узянского участкового лесничества.
Лицами, назначенными уполномоченными на проведение проверки, в числе прочих, пунктом 3 распоряжения от 18.07.2013 N 142, определялись:
- Абдуллин Ришат Рахимьянович, и.о. начальника отдела ФГЛиПН по Бурзянскому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Миндигулов Кабир Сайфуллович, ведущий специалист-эксперт отдела ФГЛиПН по Бурзянскому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Ямалетдинов Азамат Сайфетдинович, ведущий специалист-эксперт отдела ФГЛиПН по Бурзянскому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Азангулов Динар Ишбулдович, ведущий специалист-эксперт отдела ФГЛиПН по Бурзянскому лесничеству Минлесхоза РБ;
- Миндигулова Эльвира Ишбулдовна, помощник лесничего ГБУ РБ "Бурзянское лесничество".
Пунктом 5 указанного распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливалось, что плановая выездная проверка проводится с целью обеспечения соблюдения лесного законодательства, а также осуществления контроля за полнотой и качеством выполнения условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов, в том числе от 21.12.2009 N 05 (рег. N 02-04-07/005/2010-329 от 26.07.2010) для заготовки древесины в Бурзянском лесничестве и проекта освоения лесов, утвержденного приказом от 07.12.2010 N 702-ОД.
Проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок Минлесхоза РБ, утвержденного приказом министра лесного хозяйства РБ от 31.10.2012 N 854-ОД и согласованного с Прокуратурой РБ, размещенным на официальном сайте Минлесхоза РБ в сети "Интернет".
Задачами настоящей проверки являются оценка соответствия обязательным требованиям лесного законодательства на арендованных лесных участках деятельности лесопользователя утвержденным проектам освоения лесов и нормативным правовым актам в сфере лесных отношений, а также по организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины.
Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (п. 6).
Срок проведения проверки - 50 рабочих часов, с 05.08.2013 по 30.08.2013 (не позднее) (п. 7 распоряжения от 18.07.2013 N 142).
Пунктом 8 распоряжения от 18.07.2013 N 142 устанавливались правовые основания проведения проверки: Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", приказ Минсельхоза России от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов", постановление Правительства Российской Федерации N 414 "Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах", постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", приказ Россельхоза от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины", приказ Минприроды России от 16.07.2007 N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления", Закон Республики Башкортостан от 31.10.2011 N 449-з и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Башкортостан в области лесных отношений.
Перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки приведен в пункте 9 распоряжения от 18.07.2013 N 142, а именно:
- рассмотрение документов, относящихся к предмету проверки;
- проверка выполнения условий договоров аренды лесных участков и проектов освоения лесов к ним;
- проведение обследования территорий арендованных лесных участков согласно договоров аренды и проектов освоения лесов, указанных в пункте 2 данного распоряжения;
- установление достоверности отчетных данных фактическим объемам выполненных работ по охране, защите и воспроизводству лесов;
- проведение проверки качества проведенных мероприятий, состояния лесосек и прилегающих к ним территорий;
- рассмотрение документов и проведение обследования территории по пункту приема и отгрузке древесины.
Перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки, приведен в пункте 10 распоряжения от 18.07.2013 N 142: устав, свидетельство и выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет, реквизиты, учредительные документы; приказ о назначении руководителя предприятия; доверенности на право представления интересов юридического лица при проведении указанной проверки, приказы о назначении доверенных лиц, их должностные инструкции; договоры аренды лесного участка указанные в пункте N 5 данного распоряжения; проекты освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на каждый арендуемый участок; квитанции и другие расчетные документы по внесению арендной платы за 2010, 2011, 2012 и 1 полугодие 2013 гг. на каждый арендуемый участок; лесные декларации с приложением первичных материалов отвода лесосек на 2010, 2011, 2012 и 1 полугодие 2013 гг. и отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении за 2010, 2011, 2012, 1 полугодие 2013 г. на каждый арендуемый участок; журнал учета проверок; перечень пунктов приема, переработки и отгрузки древесины предприятия с указанием адресов и других реквизитов; иные документы, относящиеся к предмету проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий, должностными лицами ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" - Миндигуловым К.С. и Абдуллиным Р.Р. (акты осмотра территории от 07.08.2013 N N 1 - 3, от 15.08.2013 N 4), Азангуловым Д.И. и Ямалетдиновым А.С. (акты осмотра территории от 20.08.2013 NN 5 - 7) в присутствии представителей ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" - Бикбулатова М.Ф., действовавшего на основании доверенности от 01.08.2013 N ЛПК/13-32 (т. 2, л.д. 90) (акты осмотра территории от 07.08.2013 NN 1 - 3) и Буранова М.Х., действующего на основании доверенности от 13.08.2013 N ЛПК/13-43 (т. 2, л.д. 91) (акты осмотра территории от 15.08.2013 N 4, от 20.08.2013 NN 5 - 7), - были составлены акты осмотра территории, а именно:
1. Акт осмотра территории от 07.08.2013 N 1 (т. 2, л.д. 55, 56), которым зафиксирован факт осмотра делянки N 1 в квартале N 61 выделах N 1, 4, 6 Южно-Урзянского участкового лесничества, площадь 16,6 га СПР-2012 г.
В акте осмотра территории от 07.08.2013 N 1 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - фотоаппарата Olimpus-1050, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 07.08.2013 N 1 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_лесной участок в квартале 61 выделах 1, 4, 6 Южно-Урзянского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи соответствуют ОСТу. На деляночном столбе указана общая площадь - 16,9 га, а не эксплуатационная - 16,6 га. Лесосека разработкой закончена в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных остатков в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, а также за пределами делянки. Огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 07.08.2013 N 1 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 56).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 58, 59).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Миндигуловым К.С., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Бикбулатова М.Ф., начальника участка лесозаготовок "Бурзян" получено объяснение (т. 2, л.д. 57), из содержания которого следует, что "В кв. 61, выд. 1, 4, 6, дел N 1 пл. 16,6 га Южно-Бурзянского участкового лесничества ГБУ "Бурзянское лесничество" лесосека была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собраны в кучи. Из-за погодных условий не могли добраться до лесосеки";
2. Акт осмотра территории от 07.08.2013 N 2 (т. 2, л.д. 67), которым зафиксирован факт осмотра делянки N 2 в квартале N 61 выделах N 1, 4, 10 Южно-Урзянского участкового лесничества, площадью 11,5 га СПР-2012 года.
В акте осмотра территории от 07.08.2013 N 2 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - фотоаппарата Olimpus-1050, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 07.08.2013 N 2 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_лесной участок в квартале 61 выделах 1, 4, 10 Южно-Урзянского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи соответствуют ОСТу. Разработка делянки закончена в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных остатков в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях, а также за пределами делянки. Огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 07.08.2013 N 2 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 67, оборотная сторона).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 69).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Миндигуловым К.С., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Бикбулатова М.Ф., начальника участка лесозаготовок "Бурзян" получено объяснение (т. 2, л.д. 68), из содержания которого следует, что "В кв. 61, выд. 1, 4, 10, дел N 2 СПР-2012, S-11,5 га Южно-Бурзянского участкового лесничества ГБУ "Бурзянское лесничество" лесосека была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собраны в кучи. Из-за погодных условий не могли добраться до лесосеки";
3. Акт осмотра территории от 07.08.2013 N 3 (т. 2, л.д. 70), которым зафиксирован факт осмотра делянки N 3 в квартале N 61 выделах N 4, 10 Южно-Урзянского участкового лесничества, площадью 5,8 га, лесосека 2012 года, способ рубки - СПР.
В акте осмотра территории от 07.08.2013 N 3 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - фотоаппарата Olimpus-1050, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 07.08.2013 N 3 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_делянка N 3 в квартале N 61 выделах 4, 10 Южно-Урзянского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи соответствуют ОСТу. На деляночных столбиках указана общая площадь делянки - 6,11 га, а не эксплуатационная - 5,8 га. Разработка лесосеки закончена в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных материалов в кучи на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях, а также за пределами делянки. Огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 07.08.2013 N 3 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 70, оборотная сторона).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 72).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Миндигуловым К.С., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Бикбулатова М.Ф., начальника участка лесозаготовок "Бурзян" получено объяснение (т. 2, л.д. 71), из содержания которого следует, что "В кв. 61, выд. 4, 10, дел N 3 СПР-12, S-5,8 га Южно-Бурзянского участкового лесничества ГБУ "Бурзянское лесничество" лесосека была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собраны в кучи, из-за погодных условий не могли добраться до лесосеки";
4. Акт осмотра территории от 15.08.2013 N 4 (т. 2, л.д. 73), которым зафиксирован факт осмотра делянки N 1 в квартале N 93 выделе 68 Южно-Урзянского участкового лесничества, площадь 16,0 га, способ рубки - выборочная рубка 2012 года.
В акте осмотра территории от 15.08.2013 N 4 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - фотоаппарата Olimpus-1050, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 15.08.2013 N 4 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_лесной участок в квартале 93 выделе 68 Южно-Урзянского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи соответствуют ОСТу. Лесосека разработана в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных остатков в кучи и валы на расстоянии менее 10 м от прилегающих лесных насаждениях, а также за пределами делянки. Огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 15.08.2013 N 4 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 73, оборотная сторона).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 75, 76).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Миндигуловым К.С., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Буранова М.Х., лесовода, получено объяснение (т. 2, л.д. 74), из содержания которого следует, что "Лесосека в кв 93 выд 68 д-ка N 1 пл. 16,0 га в Южно-Урзянском уч. Л-ве была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собраны в кучи. Из-за погодных условий в внепожароопасный период не могли добраться до лесосеки";
5. Акт осмотра территории от 20.08.2013 N 5 (т. 2, л.д. 60), которым зафиксирован факт осмотра квартала 58 выдел 75, 78 Бельского участкового лесничества, площадью 14,4 га, СПР - 12 год, делянка N 1.
В акте осмотра территории от 20.08.2013 N 5 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - сотового телефона ASHA-202 Nokia, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 20.08.2013 N 5 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_лесной участок в квартале 58 выделе 75, 78 Бельского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи на столбах соответствуют ОСТу. Разработка делянки закончена в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных остатков в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях а также за пределами делянки, огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 20.08.2013 N 5 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 60, оборотная сторона).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 62 - 66).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Азангуловым Д.И., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Буранова М.Х., лесовода, получено объяснение (т. 2, л.д. 74), из содержания которого следует, что "В кв 56 выд 75-78 д-ка N 1 пл. 13,4 Бельского уч. л-ва Бурзянского лесничества была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собраны в кучи. Из-за погодных условий не могли добраться до лесосеки";
6. Акт осмотра территории от 20.08.2013 N 6 (т. 2, л.д. 77), которым зафиксирован факт осмотра квартала 77 выдел 80 Бельского участкового лесничества, площадью 3,3 га, СПР - 2012 года, делянка N 1.
В акте осмотра территории от 20.08.2013 N 6 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - сотового телефона ASHA-202 Nokia, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 20.08.2013 N 6 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_лесной участок в квартале 77 выделе 80 Бельского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи на столбах соответствуют ОСТу. Разработка делянки закончена в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных остатков в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях а также за пределами делянки, огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 20.08.2013 N 6 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 77, оборотная сторона).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 79 - 83).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Азангуловым Д.И., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Буранова М.Х., лесовода, получено объяснение (т. 2, л.д. 78), из содержания которого следует, что "В Бельском уч. л-ве Бурзянского лесничества в кв 77 выд 80 д-ка N 1 пл. 3,3 лесосека была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собраны в кучи. Из-за погодных условий в внепожароопасный период не могли добраться до лесосеки";
7. Акт осмотра территории от 20.08.2013 N 7 (т. 2, л.д. 84), которым зафиксирован факт осмотра квартала 77 выдел 77 Бельского участкового лесничества, площадью 0,7 га, СПР-12, делянка N 2.
В акте осмотра территории от 20.08.2013 N 7 указано об объявлении лицам, участвующим при проведении осмотра, о применении технических средств - сотового телефона ASHA-202 Nokia, а также мерной ленты 50 м.
Кроме того, в акте осмотра территории от 20.08.2013 N 7 в числе прочего, зафиксировано следующее: "_лесной участок в квартале 77 выделе 77 Бельского участкового лесничества отграничена в натуре угловыми деляночными столбами. Надписи на столбах соответствуют ОСТу. Разработка делянки закончена в 2012 году. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществлена без соблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах. Допущена укладка порубочных остатков в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждениях а также за пределами делянки, огневая очистка не произведена".
В акте проверки от 20.08.2013 N 7 также зафиксировано, что в ходе осмотра проводилась фотосъемка, к акту осмотра прилагается фототаблица (т. 2, л.д. 84, оборотная сторона).
Фотоснимки представлены в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции (т. 2, л.д. 86 - 89).
Также должностным лицом ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" Ямалетдиновым А.С., от представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" Буранова М.Х., лесовода, получено объяснение (т. 2, л.д. 85), из содержания которого следует, что "В кв 77 выд 77 д-ка N 2 пл. 0,7 Бельского уч. л-ва ГБУ Бурзянского лесничества была разработана в пожароопасный период. Порубочные остатки собрали в кучи. В не пожароопасный период из-за погодных условий не могли добраться до лесосеки".
Заинтересованным лицом 30.08.2013 составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 1, в отношении ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" (т. 2, л.д. 20 - 37), которым в частности, в отношении договора аренды лесного участка от 21.09.2009 N 05 (рег. N 02-04-68/005/2010-329 от 26.07.2010) для заготовки древесины в Бурзянском лесничестве и проекта освоения лесов, утвержденного приказом от 07.12.2010 N 702-ОД (т. 2, л.д. 26 - 29), в отношении кварталов 61 и 93 Южно-Узянского участкового лесничества, а также кварталов 58 и 77 Бельского участкового лесничества соответствующих выделов, приведены данные, аналогичные данным, содержащимся в вышеупомянутых в настоящем постановлении суда апелляционной инстанции, актов осмотра территории.
Акт проверки подписан с возражениями, директором ООО "ЛПК "СЕЛЕНА".
Административным органом в присутствии законного представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", 30.08.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 6-АС (т. 1, л.д. 155 - 157), в котором заинтересованным лицом в числе прочего отражено, что в ходе проведения плановой проверки с 05.08.2013 по 30.08.2013 на основании распоряжения Минлесхоза РБ от 18.07.2013 N 142, при осмотре лесных участков ГБУ РБ "Бурзянское лесничество":
- Южно-Узянское участковое лесничество: 1) квартал 61, выделы 1, 4, 6, делянка 1, площадь 16,6 га, сплошная рубка 2012 года; 2) квартал 61, выделы 1, 4, 10, делянка 2, площадь 11,5 га, сплошная рубка 2012 года; 3) квартал 61, выделы 4, 10, делянка 3, площадь 5,8 га, сплошная рубка 2012 года; 4) квартал 93, выдел 68, делянка 1, площадь 16,0 га, выборочная рубка 2012 года;
- Бельское участковое лесничество: 5) квартал 58, выделы 75, 78, делянка 1, площадь 14,4 га, сплошная рубка 2012 года; 6) квартал 77, выдел 80, делянка 1, площадь 3,3 га, сплошная рубка 2012 года; 7) квартал 77, выдел 77, делянка 2, площадь 0,7 га, сплошная рубка 2012 года, -
зафиксировано нарушение пп. "а", "б", "в" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
При этом описание допущенных по мнению административного органа заявителем нарушений, в данном случае тождественно описанию, приведенному в вышеупомянутых актах осмотра.
В протоколе об административном правонарушении заинтересованным лицом также сделана ссылка на то, что разработка соответствующих делянок закончена в 2012 году, что подтверждается лесной декларацией и отчетом об использовании лесов за январь - декабрь 2012 года, в связи с чем, Минлесхозом РБ сделан вывод о том, что "_время совершения правонарушения является вышеуказанный период. После окончания пожароопасного сезона 2012 года и до наступления пожароопасного сезона 2013 года ООО "ЛПЕ "Селена" имея возможность, не произвел огневую очистку лесосек согласно ст. 61 "Правил заготовки древесины" утвержденного приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 г. N 377 и п.17 пп. а), б), в) "Правил пожарной безопасности в лесах" утвержденные Постановлением Правительства РФ N 417 от 30 июня 2007 года в редакции постановления Правительства РФ от 05.05.2011 г. N343, тем самым не исполнено данное обязательство".
Административным органом 30.08.2013 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 2, л.д. 19) - 18.09.2013, 10 час. 00 мин., в отделе ФГЛиПН по Бурзянскому лесничеству (РБ, Бурзянский район, с. Старосубхангулово, ул. Сагитова, д. 3, каб. N 10).
Копия данного определения получена законным представителем ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" 30.08.2013, о чем свидетельствует запись, учиненная указанным лицом в данном определении.
Административным органом в присутствии законного представителя ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", 18.09.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания N 55-Р (т. 1, л.д. 150, 151), содержащее в числе прочего описание нарушений, аналогичное приведенным ранее в актах осмотра территории, в акте проверки от 30.08.2013 N 1, в протоколе об административном правонарушении (л.д. 53), а также выводы административного органа о нарушении заявителем требований п. 16, пп. "а", "б", "в" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах.
Данное постановление о назначении административного наказания также содержит ссылку на проведение проверочных мероприятий на основании распоряжения от 18.07.2013 N 142 (т. 1, л.д. 150).
Обосновывая вину ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа в постановлении о назначении административного наказания указано следующее:
"_очистка лесосеки на всех выше перечисленных делянках от порубочных остатков произведена без соблюдения требований правил пожарной безопасности в лесах. Данный факт выражается в том, что укладка порубочных остатков произведена в кучи и валы на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, а также укладка порубочных остатков произведена за пределами делянки. Замер производился мерной лентой в присутствии представителя ООО "ЛПК "Селена". Огневая очистка не произведена (т.е. сжигание порубочных остатков в кучи и валы на всех выше перечисленных делянках не произведена). Вышеуказанное свидетельствует о наличии вины арендатора ООО "ЛПК "Селена", которая отражается в нарушении требований пункта 16, подпунктов а), б), в) пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 343, так как соблюдение вышеуказанных требований является для арендатора обязательным.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки N 1 от 30 августа 2013 года, актами осмотра территории N 1 от 07.08.2013 г., N 2 от 07.08.2013 г., N 3 от 07.08.2013 г., N 4 от 15.08.2013 г., N 5 от 20.08.2013 г., N 6 от 20.08.2013 г., N 7 от 20.08.2013 г. и фотоматериалами, лесной декларацией от 17 января 2012 года и отчетом об использовании лесов за январь-декабрь 2012 года_
При проведении данной проверки в лесном фонде на территории Республики Башкортостан Распоряжением Правительства РБ от 10.06.2013 г. за N 700-р с 10 июля 2013года до особого распоряжения был введен особый противопожарный режим.
Согласно ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины и ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет административную ответственность.
Таким образом, ООО "ЛПК "Селена" при очистке делянок:
1.ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 61, выдела 1,4,6, делянка 1, площадь 16,6 га. Сплошная рубка 2012 года.
2. ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 61, выдела 1,4,10, делянка 2, площадь 11,5 га. Сплошная рубка 2012 года.
3. ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 61, выдела 4,10, делянка 3, площадь 5,8 га. Сплошная рубка 2012 года.
4. ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Южно-узянское участковое лесничество, квартал 93, выдел 68, делянка 1, площадь 16,0 га. Выборочная рубка 2012 года.
5. ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Бельское участковое лесничество, квартал 58, выдела 75, 78, делянка 1, площадь 14,4 га. Сплошная рубка 2012 года.
6. ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Бельское участковое лесничество, квартал 77, выдел 80, делянка 1, площадь 3,3 га. Сплошная рубка 2012 года.
7. ГБУ РБ "Бурзянское лесничество", Бельское участковое лесничество, квартал 77, выдел 77, делянка 2, площадь 0,7 га. Сплошная рубка 2012 года,
где разработка всех делянок закончена в 2012 году в соответствии с поданной в Минлесхоз РБ Лесной декларацией от 17 января 2012 года ООО "ЛПК "Селена" и отчета об использовании лесов за январь-декабрь 2012 года, допустив укладку порубочных остатков на расстоянии менее 10 м. от прилегающих лесных насаждений, а также укладку порубочных остатков за пределами делянки и не производив огневую очистку мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины в пожаробезопасный период, нарушил требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений в условиях особого противопожарного режима, а именно пункт 16, подпункты а), б), в) пункта 17 правил пожарной безопасности в лесах, п. 61 правил заготовки древесины, и совершил административное правонарушение ответственность за которое с учетом ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрена по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от 18.09.2013 N 58-РР общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Особый противопожарный режим был введен на территории Республики Башкортостан с 30.04.2013 по 27.05.2013 распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30.04.2013 N 508-р.
В последующем, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 10.06.2013 N 700-р, особый противопожарный режим в лесном фонде на территории Республики Башкортостан был введен с 10.06.2013 до особого распоряжения.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пунктом 61 Правил заготовки древесины установлено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:
укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;
разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;
укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Очистка лесосек сплошных рубок с последующим искусственным лесовосстановлением должна производиться способами, обеспечивающими создание условий для проведения всего комплекса лесовосстановительных работ (подготовка участка и обработка почвы, посадка или посев лесных культур, агротехнические уходы), а также ухода за молодняками.
Очистка лесосек сплошных рубок с наличием подроста ценных пород осуществляется способами, обеспечивающими его сохранность. В весенний, летний и осенний периоды в большинстве случаев порубочные остатки целесообразно укладывать на волоках, а оставшиеся окучивать в местах, где нет подроста. В зимний период, кроме того, возможно сжигание порубочных остатков небольшими кучами в местах без подроста.
Сжигание порубочных остатков сплошным палом не допускается.
При трелевке деревьев с кронами сжигание порубочных остатков должно производиться по мере их накопления на специально подготовленных площадках.
При оставлении порубочных остатков на месте рубки на перегнивание сучья на вершинах стволов срубленных деревьев должны быть обрублены, крупные сучья и вершины разделены на отрезки длиной не более 3 метров.
В горных условиях в целях предотвращения эрозионных процессов порубочные остатки укладываются на трелевочные волоки, а также в валы, располагаемые по горизонталям склонов с расстоянием между ними 8 - 10 метров.
Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
При рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан заинтересованным лицом была представлена копия договора аренды лесного участка N 5, заключенного 21.12.2009 между Минлесхозом РБ (арендодателем) и ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" (арендатором) (т. 1, л.д. 142 - 149), - касающихся соответствующих участков лесного фонда ГУ "Бурзянское лесничество".
Из содержания данного договора в числе прочего следует, что срок аренды лесного участка составляет 49 лет и исчисляется с момента регистрации указанного договора (п. 5), а, в обязанности арендатора в числе прочего, включены разработка в установленном порядке и представление на утверждение государственной экспертной комиссии Минлесхоза РБ проекта освоения лесов (пп. "в" п. 13).
В представленной в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан административным органом, при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, выписке из Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду для заготовки древесины обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" в ГУ "Бурзянское лесничество" Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (пояснительная записка) (далее - Проект освоения лесов) (т. 1, л.д. 138 - 141), при этом содержатся следующие сведения, касающиеся проектируемых технологий заготовки древесины:
"При разработке лесосек с наличием подроста рекомендуется технологические схемы, представленные в "Руководстве по организации и технологии рубок главного и промежуточного использования в мягколиственных насаждениях со вторым ярусом и подростом хвойных пород", утвержденном Федеральной службой лесного хозяйства России 13 ноября 1999 г.
Применяемая технология лесозаготовок предусматривает соблюдение лесоводственных требований к организации и проведению работ по заготовке древесины:
1. Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляется в соответствии с технологической картой разработки лесосек, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
В технологической карте разработки лесосек указывается принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания, площадь, на которой должны быть сохранены подрос и деревья второго яруса, процент их сохранности, способ очистки от порубочных остатков_
5. При производстве работ по заготовке древесины обеспечивается:
- очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежа, мешающих проведению лесовосстановительных работ.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:
- сбор порубочных остатков в кучи или валы для полследующего использования в качестве топлива, на переработку или для перегнивания, для подкормки диких животных в зимний период;
- укладка порубочных остатков на волока с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;
- сбор порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием;
- разбрасывание измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;
Очистка мест рубок должна производиться способами, обеспечивающими возможность последующего искусственного или естественного возобновления, с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах, с соблюдением санитарных норм - порубочные остатки не должны являться источником инфекций или средой для заселения вредными организмами".
При рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" в материалы настоящего дела также представлена выписка из упомянутого выше, Проекта освоения лесов, - касающаяся ведомости лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины (по годам) (т. 1, л.д. 63 - 67), из содержания которой, в числе прочего следует, что:
- рекомендуемым способом лесовосстановления по эксплуатационным лесам Бельского участкового лесничества в 2012 году, в квартале 77, выделе 77, при сплошной рубке, являлось сохранение подроста (т. 1, л.д. 65);
- рекомендуемым способом лесовосстановления по эксплуатационным лесам Южно-Узянского участкового лесничества в 2012 году, в квартале 93, выделе 68, при сплошной рубке, являлось сохранение подроста (т. 1, л.д. 66, 67).
В рассматриваемом случае, у суда апелляционной инстанции нет оснований для непринятия доводов ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", как не опровергнутых административным органом при рассмотрения спора в арбитражном суде, и также не нашедших опровержения, ни в ходе проведенных проверочных мероприятий, ни при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении (о чем будет упомянуто далее, в настоящем судебном акте), - о необходимости применения в данном случае, положений, закрепленных в абзаце 2 пункта 16 и в подпункте "б" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, а также пункта 61 Правил заготовки древесины в части, регламентирующей осуществление очистки мест рубок сбором сбора порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, в отношении квартала 77 выдела 77 Бельского участкового лесничества и квартала 93 выдела 68 Южно-Узянского участкового лесничества.
Помимо изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом при любых обстоятельствах, не доказана вина общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" в совершении вмененного ему административного правонарушения, а, в ряде случаев, заявителю вменено совершение нарушений, в реальности не установленных и не выявленных при осуществлении осмотра территории.
В силу условий ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Применительно к рассматриваемой ситуации, каких-либо специальных условий, оговоренных в примечании к ст. 1.5 КоАП РФ, не имеется.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу условий ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Ссылка административного органа в постановлении о назначении административного наказания на то, что "Вина ООО "ЛПК Селена" подтверждается также актом проверки N 1 от 30.08.2013 г., актами осмотра территорий делянок и также фотоматериалами", - не может быть признана установлением административным органом вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Прежде всего, акт проверки от 30.08.2013 N 1, как отмечено выше в настоящем судебном акте, дословно воспроизводит данные, ранее отраженные в актах осмотра территории, следовательно, в данном случае следует исходить из содержания первоисточников, а, именно, актов осмотра территории.
Акты осмотра территории между тем, являются только средством фиксации определенных обстоятельств, и не устанавливают наличие либо отсутствие вины лица в совершении определенных деяний, в указанных актах зафиксированных (что следует, в том числе, из самого содержания актов осмотра территории, имеющихся в материалах дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан).
Таким образом акт осмотра территории, как средство фиксации определенных обстоятельств, сам по себе не является подтверждением вины лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Это же, в равной степени относится и к фотоматериалам, также являющимся средством фиксации определенных обстоятельств.
Помимо изложенного, суд апелляционной инстанции также исходит из следующего.
Несмотря на то, что все без исключения акты осмотра территории содержат ссылку на то, что представителям ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" было объявлено о применении технических средств - фотоаппарата, сотового телефона, а также мерной ленты, данные акты в дальнейшем фиксируют, что в ходе производства осмотра производилась фотосъемка.
Сведений о том, что в ходе производства осмотра производилось измерение тех или иных расстояний при помощи мерной ленты, ни один из актов осмотра территории не содержит, следовательно, указание Минлесхозом РБ в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания, на то, что "замер производился мерной лентой в присутствии представителя ООО "ЛПК "Селена", - не соответствует фактическому содержанию актов осмотра территории
Таким образом, в том числе исходя из условий ч. ч. 1 - 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать о том, что административным органом доказан факт нарушения заявителем условий пп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, предусматривающих укладку порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.
Не имеется у суда апелляционной инстанции также, оснований для признания доказанным административным органом факта укладки порубочных остатков за пределами делянки именно, работниками общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА", - поскольку данный вывод лиц, осуществлявших осмотр территорий, в последующем воспроизведенный административным органом, как в акте проверки от 30.08.2013 N 1, так и в постановлении о назначении административного наказания, - является предположительным и документально не подтвержденным.
Несмотря на то, что при проведении осмотра территорий присутствовали уполномоченные представители ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", - которые по каждому акту осмотра территории, дали определенные объяснения, - должностными лицами ГБУ РБ "Бурзянское лесничество" не были заданы вопросы на предмет того, осуществлялась ли работниками общества укладка порубочных остатков за пределами делянки.
Соответственно, в контексте норм ч. ч. 1 - 3 ст. 1.5 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не имеет правовых оснований считать доказанным административным органом, совершение данного нарушения, обществом с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА".
Кроме того, у суда апелляционной инстанции нет оснований для непринятия доводов общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" о том, что применение огневого способа очистки мест рубок, является в данном случае безальтернативным, так как положения п. п. 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, п. 61 Правил заготовки древесины предполагают, как огневой, так и безогневые способы очистки мест рубок от порубочных остатков.
Обратного не следует из имеющегося в материалах настоящего дела проекта освоения лесов.
Доказательств того, что ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" неправомерно использовало такой способ очистки мест рубок от порубочных остатков, как укладка в кучи и валы для перегнивания и подкормки диких животных, административным органом в ходе проверочных мероприятий не добыто и в материалы дела N А07-17217/2013 Арбитражного суда Республики Башкортостан не представлено.
Суд апелляционной инстанции не имеет правовых оснований использовать в качестве доказательства представленные административным органом в материалы настоящего дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, технологические карты (т. 2, л.д. 42 - 54), - поскольку данные документы не отвечают критерию допустимости доказательств (ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в силу следующего.
В данном случае технологические карты не являлись предметом рассмотрения и исследования административным органом, ни при составлении акта проверки от 30.08.2013 N 1, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении обжалуемого постановления о назначении административного наказания.
Какого-либо упоминания о технологических картах вышеперечисленные документы заинтересованного лица не содержат, равно как, из содержания распоряжения о проведении проверки от 18.07.2013 N 142 (пункт 11) не следует, что технологические карты были включены в перечень документов, представление которых юридическим лицом было необходимо для достижения целей и задач проведения проверки (положения пункта 11 распоряжения от 18.07.2013 N 142, приведены в настоящем судебном акте, выше).
С учетом норм, закрепленных в ч. ч. 1 - 3 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ч. ч. 4, 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не может подменять административный орган в доказывании, как самого факта совершения административного правонарушения, так и вины лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Таким образом, использование арбитражным судом доказательств, не добытых административным органом при проведении соответствующих процедур и не положенных в основу постановления о назначении административного наказания, противоречило бы вышеуказанным нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заинтересованным лицом также не установлено и не доказано наличие вины ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В рассматриваемой ситуации административный орган ограничился констатацией факта определенных нарушений, вмененных ООО "ЛПК "СЕЛЕНА", однако, не установил, имелась ли у заявителя возможность соблюдения требований нарушенных норм, и в чем конкретно выразилась вина общества в совершении вмененного административного правонарушения (ст. 29.10 КоАП РФ).
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, поскольку административный орган не исследовал и не установил наличие вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения, а, формально сослался на определенные обстоятельства, субъективная сторона административного правонарушения таким образом не установлена. Вопрос о наличии у ООО "ЛПК "СЕЛЕНА" возможности соблюдения определенных требований Правил пожарной безопасности в лесах административным органом не выяснялся (в том числе посредством использования синоптических данных в целях опровержения возражений заявителя).
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2013 года по делу N А07-17217/2013 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 18.09.2013 N 58-РР, вынесенное должностным лицом Бурзянского лесничества Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-17217/2013
Истец: ООО "Лесопромышленная компания "СЕЛЕНА"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства РБ