Екатеринбург |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А07-20345/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - территориальное управление, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 по делу N А07-20345/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.215 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее - служба судебных приставов, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к территориальному управлению о взыскании 930 руб. убытков.
Определением от 24.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торгово-Сервисный Комплекс "Демский" (далее - общество "ТСК "Демский").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 (судья Саяхова А.М.) исковые требований удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 (судьи Фотина О.Б., Дееева Г.А., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами ст. 15, 401, 990, 991 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3, 9, 10 Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 25.01.2008 N 11/15н, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, факт нарушения прав и вина истцом не доказаны, в связи с чем основания для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков отсутствуют. Заявитель указывает на отсутствие между истцом и ответчиком при реализации арестованного имущества договора комиссии.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.02.2009 N 4424 возбуждено исполнительное производство в отношении Исламова Х.А.
На основании акта о наложении ареста от 07.06.2012 судебный пристав-исполнитель произвел арест имущества должника (электрический чайник марки "Tefal", микроволновая печь, мобильный телефон марки "Nokia 2330 с-2").
В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя стоимость арестованного имущества составила 930 руб.
Согласно поручению на реализацию арестованного имущества от 16.08.213 N 8111 территориальным управлением дано поручение обществу "ТСК "Демский" на реализацию арестованного имущества Исламова Х.А.
На основании акта передачи арестованного имущества на реализацию от 02.09.2013 судебным приставом-исполнителем Ворониной О.В. передано следующее имущество - электрический чайник марки "Tefal", микроволновая печь, мобильный телефон марки "Nokia 2330 с-2" в специализированную организацию общество ТСК "Демский" и принято представителем Хлебниковым П.Н., действующим по доверенности от 30.08.2013 N 00000377.
Ссылаясь на то, что арестованное имущество в установленные сроки территориальным управлением не возвращено и денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, на депозитный счет службы судебных приставов не перечислены, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе, и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника.
Согласно ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов, Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 347/149 (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 Порядка реализацию арестованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
На основании п. 2.3 разд. 2 Порядка судебный пристав-исполнитель передает по акту приема-передачи арестованное имущество для реализации, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (специализированные организации) принимает его в течение семи рабочих дней после даты принятия решения.
На основании п. 3.1 разд. 3 Порядка денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, перечисляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (специализированными организациями) на соответствующий счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов не позднее пяти рабочих дней с даты их зачисления на счет Федерального агентства по управлению государственным имуществом (специализированной организации).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает контроль за реализацией арестованного имущества должников, соблюдение положений Порядка, сохранность принятого на реализацию арестованного имущества (п. 5.4 разд. 5 Порядка).
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Убытки подлежат взысканию по правилам ст. 15 Гражданского кодекса, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, подлежат возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
Таким образом, поручение реализации иным лицам не отменяет обязанность территориального управления принять имущество в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и перечислить на счет структурного подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов России денежные средства, вырученные от продажи имущества, либо возвратить в установленные сроки арестованное имущество.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 18275/13.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали недоказанным принятие территориальным управлением мер к надлежащему исполнению обязанности по контролю за действиями поверенного общества "ТСК "Демский" при хранении арестованного имущества, а также возврата от поверенной территориальным управлением организации арестованного имущества.
Установив, что неисполнение территориальным управлением обязательств (п. 5.4.1 Порядка) по контролю за реализацией и сохранностью принятого на реализацию арестованного имущества должников препятствует службе судебных приставов исполнить свою государственную функцию, для реализации которой требуются денежные средства в размере стоимости утраченного при реализации имущества, что является его убытками, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с него убытков ввиду отсутствия его вины.
Изложенные в кассационной жалобе иные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции не имеется. Приведенные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2014 N 18275/13, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 по делу N А07-20345/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
С.Э.Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.