Екатеринбург |
|
21 июля 2015 г. |
Дело N А76-21187/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Вдовина Ю.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2015 по делу N А76-21187/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества Торгово-промышленная компания "Полар" (далее - общество) штрафа за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 г. в размере 34 856 руб. 90 коп.
Решением суда от 30.01.2015 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Баканов В.В., Малышева И.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению управления, ошибочным является указание судов на то, что вывод о недостоверности сведений не может быть основан только на сравнении размера страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 с данными формы РСВ-1 в связи с тем, что такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленных обществом сведений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, представленные обществом 15.05.2013 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 г. признаны управлением недостоверными в связи с наличием ошибок, в частности - неверным указанием в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с начала расчетного периода суммы уплаты страховых взносов (протокол проверки файлов РСВ-1 от 30.07.2013).
Обществу уведомлением от 30.07.2013 N 1941 предложено в срок до 21.08.2013 исправить допущенные ошибки.
Исправленные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 г. обществом в управление представлены не были.
Управлением 11.11.2013 составлен акт N 614 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому обществом в нарушение требований ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 г. с ошибками, в частности с расхождениями в различных формах отчетности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки решения от 24.12.2013 N 614 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в виде взыскания штрафа в сумме 34 856 руб. 90 коп.
Требованием от 04.02.2014 N 614 обществу предложено в срок до 24.02.2014 уплатить сумму штрафа.
Неисполнение обществом в добровольном порядке в установленный срок требования от 04.02.2014 N 614 послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества штрафа за предоставление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 г. в размере 34 856 руб. 90 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для взыскания с общества суммы штрафа в связи с недоказанностью материалами дела наличия в действиях общества нарушений требований действующего законодательства, в частности недостоверности представленных обществом сведений.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете перечислены сведения, представляемые страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Из содержания ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На основании п. 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Судами с учетом правильного применения указанных норм права отмечено, что при предъявлении требования о взыскании с общества штрафа на основании ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете управлению необходимо предоставить доказательства, подтверждающие представление обществом сведений с нарушением установленного срока представления соответствующих сведений либо подтверждающие представление обществом неполных и (или) недостоверных сведений.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что представленные обществом 15.05.2013 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 1 квартал 2013 г., по мнению управления, являются недостоверными и свидетельствуют о наличии в действиях общества нарушений положений ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете. Обществу уведомлением от 30.07.2013 N 1941 предложено в срок до 21.08.2013 исправить допущенные ошибки.
При этом судами отмечено, что фактически основанием для взыскания с общества штрафа явилось нарушение последним установленного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, акт от 11.11.2013 N 614 и решение от 24.12.2013 N 614, суды обоснованно указали, что названные ненормативные правовые акты управления не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, предусмотренного ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, не содержат указания о том, в чем именно выразилась недостоверность представленных обществом сведений, на ошибки, допущенные обществом, а также - на каких конкретно работников представлены недостоверные сведения. Таким образом отсутствует установление всех элементов состава вменяемого правонарушения.
При этом судами правомерно отмечено, что вывод о недостоверности спорных сведений не может быть основан только на сравнении размера страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 с данными формы РСВ-1, поскольку такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленных обществом сведений.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела документов в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности в данном конкретном случае наличия в действиях общества нарушений требований пенсионного законодательства, влекущих привлечение к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.
Кроме того, судами указано, что спорные сведения не могут быть признаны недостоверными, поскольку подлежат корректировке в порядке, установленном п. 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н.
В силу п. 41 названной Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
При таких обстоятельствах суды правильно отказали в удовлетворении заявленных управлением требований.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность указания судов на то, что вывод о недостоверности сведений не может быть основан только на сравнении размера страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 с данными формы РСВ-1 в связи с тем, что такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленных обществом сведений, подлежит отклонению как основанная на неправильном применении норм материального права в их совокупности.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2015 по делу N А76-21187/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.